«И царицу, и приплод…»: страшные судьбы наследников русского престола
Все мы прекрасно знаем сказку Пушкина о царе Салтане, где в результате заговора завистливых баб «царицу и приплод» заточили в бочку и кинули в океан. У поэта все закончилось превосходно, а в истории государства Российского борьба за престол нередко оборачивалась трагедией. Случалось и противостояние внутри правящей семьи. Страсти накалялись настолько, что в расчет не принимались ни кровное родство, ни возраст, ни Божьи заповеди.
Павел I (1754 – 1701)
1 октября 1754 года в семье Петра III и Екатерины II родился сын, названный Павлом. Имя дала правившая тогда бабушка – императрица Елизавета Петровна. Ребенок практически с рождения был удален от родителей и воспитывался, окруженный наилучшими няньками и гувернерами.
Жизнь цесаревича изменилась сразу после того, как на престол взошла свергнувшая своего мужа Екатерина II. Ему было «пожаловано» имение в Гатчине. Если уж быть откровенными, то императрица просто сослала неугодного ей сына из столицы.
В то же время Екатериной были распущены слухи о том, что Павел – неродной ей сын, что его в колыбели подменила Елизавета. Еще поговаривали, что у Павла не все в порядке с головой. Или что отцом его является не император Петр, а фаворит императрицы. В общем, распространялись любые слухи, которые могли помешать передать власть от Екатерины Павлу по достижении его совершеннолетия.
Павел женился, у него родился сын Александр I. Екатерина планировала передать престол внуку, даже сохранилось письмо, где она говорит, что коронация Александра состоится после его свадьбы. Планам Екатерины не суждено было сбыться. Она умерла, не успев обнародовать своего завещания. Павла должны были взять под стражу, а Александра короновать. Завещание было уничтожено кабинет-секретарем Александром Безбородко. Павел отблагодарил его, сделав канцлером.
Павлу удалось избежать смерти от рук собственной матери, но он пал жертвой дворцового переворота, о котором знал его сын, через 4 года в замке, который построил для собственной безопасности. Смерть Павла – не единственное мрачное пятно в истории российских монархов.
Царевич Иван, сын Ивана Грозного (1554 – 1581)
По одной из версий, царь Иоанн Грозный убил своего сына Ивана Ивановича из-за подозрений, что тот хочет свергнуть отца с престола. По другой – вошел в сыновние покои, увидел там лежавшую в одной нижней рубахе беременную жену сына и стал бить ее посохом.
Сын попробовал защитить жену от разбушевавшегося монарха и получил тем же посохом в висок. Говорили, что Иван Грозный боялся пророчества, по которому его настигнет смерть от руки внука. Иван вообще много чего боялся, а к концу своего правления и вовсе стал полусумасшедшим.
Третья версия смерти царевича увидела свет уже в наше время, когда были проведены исследования его останков. Из-за того что кости черепа плохо сохранились, невозможно было установить: случился ли в реальности роковой отцовский удар посохом или нет. Зато в костях было выявлено огромное количество сулемы – ядовитого вещества. Кстати, той же сулемой отравили мать Ивана Грозного и его первую жену.
Царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного (1582 – 1591)
Младшему сыну Ивана Грозного царевичу Дмитрию тоже не повезло остаться в живых: в Смутное время его убили в возрасте неполных девяти лет при загадочных обстоятельствах. Официально мальчик ранил себя сам железякой во время игры с детьми. Но многие утверждают, что царевич, изначально обреченный на смерть как последний представитель мужской линии Рюриковичей, был зарезан. Эта загадочность стала причиной появления целой череды самозванцев Лжедмитриев.
Алексей Петрович** Романов (1690 – 1718)
Зная о затеваемом сыном заговоре и понимая, что царевич Алексей по восшествии на престол разрушит все, к чему приложил руку его отец-реформатор, Петр I отдал приказ о казни первенца.
По объявленной версии, царевич умер в камере от случившегося с ним удара. Но есть сведения, что уже после вынесения ему смертного приговора наследника запытали до смерти.
Петр II (1715 – 1730)
Лже-наследники появились и после смерти Петра II – внука Петра Великого, сына Алексея. Он умер в 14 лет от оспы.
Сразу поползли слухи о том, что царевич остался жив, будучи замурован в стену. Но его якобы спасли после 24 лет заточения, а еще через 9 лет он вернулся из Италии на Русь. Лже-Петра быстро разоблачили: после ареста выяснилось, что его зовут Иван Михайлов. Дальнейших следов его не осталось.
Иван Антонович (1740 – 1764)
Дочь Петра Елизавета взошла на трон в результате переворота, заточила в крепость малолетнего сына Анны Леопольдовны императора Ивана Антоновича. Иван всю жизнь (23 года) провел в одиночестве и был убит при попытке освобождения.
Петр III (1728 – 1762)
Екатерина II, перед тем как узурпировать сына, не постеснялась убрать с дороги мужа. Официально Петр III умер от геморроя, но по другой версии его сместили в ходе организованного женой переворота, а позже он был убит фаворитом Екатерины Алексеем Орловым.
Справедливости ради надо сказать, что выбранный в наследники русского престола своей теткой Елизаветой Петр III Россию не любил и вполне мог пустить под откос все достижения родственницы, а заодно и всю страну.
Смертельные болезни
Если наследников трона не убивали неравнодушные родственнички, в дело вступали высшие силы. Георгий (1871 – 1899), брат Николая II, умер в 28 лет от туберкулеза, а сын последнего русского императора, Алексей Николаевич (1904 – 1917) страдал гемофилией. Неизвестно, сколько лет оставила бы болезнь наследнику российского престола, но о нем быстрее «позаботились» большевики, расстрелявшие подростка со всей царской семьей.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов