Запретная любовь под знаменитый вальс: что происходило на съемках фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

3r9bf1wv
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Этот вальс по праву может быть внесен в список лучших мировых музыкальных произведений, но мало кто знает, что первый раз он звучал под угрозой физической расправы над композитором

Больше 40 лет прошло с момента, как в советском прокате появился фильм Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Истории, которые происходили во время съемок именно этого фильма, можно назвать даже скандальными.

Яростный румын

Когда-то предки Эмиля Лотяну переехали из Буковины в Бессарабию, и их фамилия сменилась с польской (Лотоцкие) на румынскую (Лотяну). Взрывная смесь буковинских и бессарабских корней режиссера способствовала тому, что он снимал талантливые фильмы с ярко выраженным национальным колоритом.

Кадр из фильма «Табор уходит в небо», 1976 г.
Кадр из фильма «Табор уходит в небо», 1976 г.

Вспомнить хотя бы «Табор уходит в небо» о цыганской любви, или «Лаутары», где рассказывалось о народных музыкантах. Поэтому, когда Эмиль Лотяну объявил о намерении снять фильм по ранней чеховской повести «Драма на охоте», его товарищи по цеху откровенно недоумевали. Олег Янковский, которому предложили сыграть главную роль в фильме, долго сомневался, стоит ли соглашаться. Ведь не было гарантии, что режиссер, ранее снимавший «национальное» кино, сможет снять достойную картину по классическому Чехову.

Эмиль Лотяну в 1972 году, фото Ion Chibzii. Источник: Wikipedia.org
Эмиль Лотяну в 1972 году, фото Ion Chibzii. Источник: Wikipedia.org

Рассказывали, что режиссер был известен своим необузданным нравом. На съемках вел себя жестко, даже жестоко. Мог накричать или выгнать с площадки, мог произвести замену актера посреди съемочного процесса, несмотря на количество отснятого материала. За скандальную натуру его за глаза называли «яростным румыном», а о его любовных предпочтениях не посудачил только ленивый.

По слухам, доходило до того, что актеры устраивали бойкоты, отказываясь сниматься в его фильмах. Вот во время такого бойкота Олегу Янковскому и предложили роль. Говорят, он долго думал, потому что пришлось выбирать между работой и возможными «санкциями» со стороны собратьев-актеров. Но – обошлось.

Любовь с первого кадра

4 Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»

Зато актрису на главную роль Лотяну нашел сразу. Он выделил из всех маленькую черно-белую фотографию с подписью на обороте: «Мне 15 лет, я очень хочу сниматься в кино», и на роль утвердили студентку из хореографического училища Воронежа Галю Беляеву.

Хрупкая танцовщица с выразительными глазами покорила всю съемочную группу. Лотяну же был очарован настолько, что его профессиональные отношения с юной актрисой довольно быстро превратились в романтические. Галина не смогла устоять перед талантливым режиссером, взрослым опытным мужчиной и, как только девушка стала для закона совершеннолетней, Лотяну и Беляева сыграли свадьбу, а через год у нее родился сын, названный Эмилем в честь отца.

Роковая женщина Анна Павлова

Завистники твердили, что Беляева обделена талантами и роль ей досталась только потому, что Лотяну любит молоденьких. Однако, сплетники были посрамлены и девушка доказала обратное: ее Оленька Скворцова принесла ей всесоюзную славу. А вот следующая картина, в которой она сыграла главную героиню уже будучи женой Эмиля Владимировича, стала для Галины роковой.

Кадр из фильма «Анна Павлова», 1983 г.
Кадр из фильма «Анна Павлова», 1983 г.

Фильм «Анна Павлова», где Беляева сыграла знаменитую балерину, не приняли ни зрители, ни критики. Государственную премию, на которую рассчитывал Лотяну, не дали, артисты балета из Большого театра написали гневное письмо в ЦК, что нельзя доверять роль величайшей балерины современности посредственной «балеринке».

Вдобавок расплодились сплетни о некрасивых скандальных историях с участием Эмиля Владимировича… Их брак распался в 1984-м, не продержавшись и пяти лет.

Музыка и кино

«Мой ласковый и нежный зверь» славен еще и тем, что в нем звучит самый знаменитый вальс нашего времени. Редкая свадьба обходится без того, чтобы он не исполнялся. Даже бывший президент США Рональд Рейган называл эту музыку не иначе как «вальс века».

Тандем Лотяну с молдавским композитором Евгением Дога делал картины незабываемыми. Эмиль Владимирович объяснял композитору драматургию очередной сцены, а Дога писал музыку, под которую на съемочной площадке режиссером уже выстраивалось действие.

Евгений Дога, автор самого знаменитого вальса в мире. Фото: Wikipedia.org/Razvan Socol
Евгений Дога, автор самого знаменитого вальса в мире. Фото: Wikipedia.org/Razvan Socol

Творческий ступор и угроза подзатыльников

Обычно все происходило без сучка и задоринки. Но на свадебном вальсе для «Клетки» (рабочее название фильма «Мой ласковый и нежный зверь») дело застопорилось намертво.

Вначале Евгений сам предложил сделать для этой сцены вальс, но просто забыл о нем. В конце концов вышли все сроки для написания мелодии. В номер композитора ворвался взбешенный Лотяну и потребовал предоставить ему вальс.

Дога даже не сразу понял, о каком вальсе идет речь. Попытался выйти из положения, наигрывая что-то из того, что уже когда-то компилировал из старых архивных записей, но Лотяну только больше злился. Дога позже рассказывал: он играл, а сам был уверен, что сейчас получит по затылку, и это не будет просто оборотом речи.

На глаза Лотяну попался тогда валявшийся на полу листок с нотами: «А это что?» Дога наиграл первые несколько нот, и Лотяну заставил его импровизировать на эту тему до конца. Композитор потом удивлялся тому, насколько легко получалась мелодия. Может быть, свою роль сыграл страх перед разбушевавшимся Лотяну?

Признание с первых нот

Уже утром партитура была доставлена музыкантам. И, когда Дога появился в зале, оркестр, доиграв мелодию до конца, принялся стучать смычками по пюпитрам – принятая среди классических музыкантов форма выражения восхищения, своеобразная овация автору. Композитор настолько был не уверен в этом своем произведении, что вначале даже подумал: над ним потешаются.

Эмиль Владимирович восхищался вальсом, называл его кардиограммой всего фильма. Говорил, что она стала «живым нервом», «тончайшей паутиной, сотканной из грез». Сам же Дога недоумевал: ему казалось, что он написал много гораздо более интересной музыки, чем эта. Как бы там ни было, а больше сорока лет назад появилась мелодия, очаровавшая мир.






Московский экономический форум прохошел под знаком культуры
Раймонд Паулс плюнул в Латвию: уже давно стала глухой провинцией