Виктор Коклюшкин: С зятем Володей Соловьёвым жизнь нас развела

Будущую жену телеведущего папа-сатирик колотил линейкой

Будущую жену телеведущего папа-сатирик колотил линейкой

У писателя-сатирика Виктора КОКЛЮШКИНА заканчивается юбилейный год. В прошлом ноябре ему исполнилось 70 лет, но это никак не отразилось на его привычном жизненном укладе. Сбривать бороду или меньше писать Коклюшкин не стал, вот только на телеэкранах появляется все реже. Почему - мы узнали из первых рук.

- Виктор Михайлович, что сейчас происходит в вашей творческой жизни?

- Стало сложнее артистам и юмористам старшего поколения попадать на ТВ. Но я не собираюсь превращаться в члена Политбюро, которые до последнего вздоха на Старой площади сидели. С другой стороны, не зря в Библии сказано, что под лежачий камень вода не течет, а дорогу осилит идущий. Сейчас вот дописываю иронический роман. Уж не знаю, в каком виде он выйдет - в бумажном или электронном.

- Вы с юности решили покорять вершины сатиры и юмора?

- Поступал в военное училище, но меня туда не взяли. А если бы получилось наоборот, не иначе сейчас бы министром обороны стал и во всем мире воцарился бы мир. Тогда меня судьба в юмористику и занесла: артисты попросили, чтобы я для них писал, а дальше и сам на эстраду пошел. В 1983 году впервые в «Останкино» попал, в программу «Вокруг смеха». Там рядышком с телецентром стоит Троицкая церковь, где сто лет назад венчались мои бабушка и дедушка, которые встретились и быстро обрели взаимное счастье.

Жену Эльгу Владимир СОЛОВЬЁВ нежно называет Лялей. Фото Анатолия ЛОМОХОВА

 

- Вы ведь, если не ошибаюсь, сейчас второй раз женаты?

- Да. Моей первой супругой была Любовь Сэпп, девушка с эстонскими корнями. Вернулся из армии и довольно быстро женился. У нас родилась дочка Эльга. Сейчас она уже сама мама пятерых детишек и супруга популярного телеведущего и писателя Владимира Соловьева.

- А почему она носит фамилию мамы - Сэпп?

- Я не хотел, чтобы дочка мучилась с моей фамилией. Коклюшки ведь это не только то, чем вяжут вологодские кружева. Раньше была присказка: «брынчать коклюшками» - что значит рассказывать байки. Так что у меня профессиональная фамилия, которая очень подходит. А для дочки, которая, впрочем, в детстве сочиняла прекрасные сказки, когда еще даже в школу не ходила, нет. Она выросла и стала и психологом, и фотомоделью, и, как уже говорил, отличной мамой.

- Вы хороший дедушка?

- Нет. Мало времени провожу с внуками. Все они очень разные, родители их не сдерживают, поэтому характеры сразу появляются.

- Какой в детстве была дочка?

- Однажды, когда ей лет пять было, мы остались в квартире вдвоем. Она мало ела, я взял тонкую линейку и пригрозил: «Будешь плохо кушать, я тебя ударю». И легонько так по попе стукнул. Она тут же ушла в другую комнату. И вдруг, через некоторое время, дверь тихонько открывается, и дочка оттуда робко спрашивает: «Разве можно людей по попе бить линейкой?!» Я эту фразу почему-то на всю жизнь запомнил.

- А я, изучая вашу биографию, обратила внимание, что вашу нынешнюю супругу тоже зовут Эльга.

- Так получилось. Я уже тридцать пять лет женат на Эльге Злотник. Она обладательница двух высших образований: технического - после окончания МИСИ и гуманитарного - после окончания киноведческого факультета ВГИКа. Публикуется в газетах и журналах, пишет книги. Нашему сыну Яну 32 года, пока не женат. Ян выучился на художника-оформителя в Школе-студии МХАТ. 

Дети и многочисленная родня СОЛОВЬЁВА во дворе его загородного дома на семейном торжестве. Фото: Instagram.com/polinasolovieva

 

Седина в бороду

- Как вы с зятем Владимиром Соловьевым ладите?

- Он хороший ведущий. Конечно, на его место многие претендуют: выходить все время в эфир, размахивать руками и учить людей жизни - о чем еще можно мечтать? Мы с Володей, если честно, не очень близко общаемся. А все из-за того, что в одной крупной газете последние шесть лет я веду свою рубрику. Каждую неделю смеюсь над правительством, депутатами и другими ключевыми фигурами. А Соловьев - по другую сторону. Вот и не хочу ему ненароком помешать. С другой стороны, сатирик от оппозиционера отличается тем, что последний хочет, чтобы власть сменилась, а первый - чтобы она хорошо работала. Но не все люди смотрят на меня с улыбкой.

Был случай, когда я пошутил по поводу Стаса Михайлова, и за это поплатился. Стою однажды на трамвайной остановке, и вот женщина-водитель, увидев меня, бешено посмотрела и дальше помчалась, даже не притормозив. Люди у нее не вышли, не вошли другие. Они просто обалдели от этого, а я сразу понял, что ей не понравилось, что я написал о Стасе. Ох уж эти фанатки. Но мне больше жаль артистов, которым те поклоняются. Не все же понимают, что к успеху быстро привыкаешь, а он со временем проходит. И потом видишь такого человека с расстроенным взглядом, который недоумевает, что раньше стадионы собирал, а теперь никому не нужен.

Подмосковное имение телеведущего расположено в знаменитом писательском посёлке Переделкино. Фото Бориса КУДРЯВОВА

 

- Да, но многие успевают за это время отлично заработать. Вот ваш зять Соловьев состоятельный человек?

- Состоятельный. Но я не лезу к ним в их жизнь, прекрасно помня, что мое детство прошло на крыше с голубями. И я сформировался совершенно в другом обществе. Лично мне всего всегда хватало. В моей школе учились разные дети. В том числе сын маршала, дочка министра. Но двери их домов были открыты, мы ходили в гости друг к другу и не обращали внимания, что у кого-то шесть комнат и две машины «ЗИЛ», а у других - шиш.

- Но вы же ощутили свою минуту славы?

- Тридцать лет назад у меня была своя передача на ТВ, где, например, Лев Лещенко с Таней Веденеевой пели песню «Татьянин день», а Боярский, исполняя свой хит «Рыжий конь», на скульптуру залез и оттуда голосил. Тогда меня во многих газетах критиковали. Мол, зачем нужна такая программа? А ее любили и смотрели люди… В этом году мне исполнилось 70. В связи с этим снова стали звать на экран, но я в основном отказывался. Просто в архивах лежат около ста записей моих номеров. На них я еще ничего выгляжу. Это сейчас у меня борода седая и на макушке плешь. Да и труднее учить людей жизни. Хотя, на мой взгляд, надо брать пример с животных - они умеют по-настоящему ладить и с друг с другом, и с человеком. У меня вон кошка и собака вместе жили и даже спали в обнимку. У дочки Эльги, кстати, тоже живут несколько собак. Когда есть маленькие дети, обязательно дома должны быть животные, они доброте учат. У них с Володей большой дом, есть куда разгуляться, понятно, все собаки у них породистые. Внукам на дни рождения я дарю книжки, игры, а дочку и зятя просто поздравляю, говорю теплые слова. У них же другой уровень жизни и особо ничего не нужно. Ну и дай бог.

На обложку одной из своих книг супруга КОКЛЮШКИНА поместила их совместное фото

 

- А свою гастрольную жизнь часто вспоминаете?

- Еще бы! Чего у нас там только не происходило. Как-то один артист чуть не утонул утром в реке Амур, после того как вечером накануне на банкете выпил и, толком не проспавшись,полез плавать. Или в другой раз во Владивостоке до меня выступала какая-то рок-группа, и их зрители во время концерта переломали все стулья. Так из-за этого ко мне на выступление вызвали охранять имущество ОМОН. Я со сцены что-то смешное рассказал, а один слушатель так звонко залился, что милиционер его для профилактики даже дубинкой огрел. Или в Новосибирске было дело. Ко мне на концерт пришел журналист, мои шутки записал, напечатал в газете, но потом честно выслал мне гонорар. Я пошел на почту, чтобы его получить. Стою в очереди, за мной старушка пристроилась. Все смотрела на меня внимательно, а потом заявляет: «А вы знаете, что вы на Коклюшкина похожи? В конкурсе двойников точно первое место получили бы». А потом немного подумала и добавила: «Хорошие деньги бы вам за это заплатили и купили бы себе что-нибудь приличное. А то одеваетесь, как бродяга».