Игорь Ясулович: Как же мучительно подводить итоги!
Известный актер счастлив, что переехал из центра Москвы в загородный таунхаус
Его имя означает «воинственный», а на экране и сцене Игорь ЯСУЛОВИЧ выглядит спокойным и интеллигентным. Кажется, такой человек всегда услышит и придет на помощь. А какой он в обычной жизни? Это и попыталась выяснить наш корреспондент, пригласив Игоря Николаевича накануне его 75-летия на откровенный разговор.
- Благодаря кому вы выбрали творческую профессию?
- Спасибо замечательному Ивану Рассомахину. Он у меня в школе, в Таллине, вел актерский кружок. В эстонскую столицу мы с отцом - военным моряком - приехали жить по распределению. Тогда мальчики и девочки учились раздельно, и только в седьмом классе нас соединили. Но наш любимый кружок остался. Вместе со мной занимались ставшие потом знаменитыми Владимир Коренев и Лариса Лужина.
С женой Натальей Юрьевной
- Родители как отнеслись к тому, что вы решили стать актером?
- Мама считала, что мне надо идти по стопам брата, который учился в политехническом. А отец поддержал мое стремление. Я с первого раза поступил во ВГИК на курс к Михаилу Ромму. Конечно, как и все, я сдавал экзамены и в ГИТИС, и в Школу МХАТа, и в Щукинское, и в Щепкинское. Но рад, что именно ВГИК стал моей альма-матер. После получения диплома артиста я учился там же на режиссерском факультете. Снова у Ромма. А теперь уже много лет сам набираю курсы и преподаю во ВГИКе.
Сын актёра с ранних лет мечтал пойти по стопам папы
- Вашим дебютом в кино стала лента «9 дней одного года»…
- Да, ее снял мой мастер Ромм. И хотя у меня там небольшой эпизод в самом начале, но мне было лестно приглашение Михаила Ильича. Я же был единственным с курса, кого он к себе в кино позвал. Какие имена снимались в этой картине: Баталов, Лаврова, Смоктуновский! Несмотря на то что они уже были звездами, оставались открытыми, просили называть их по имени, без отчества: «Алеша, скажите, пожалуйста?», «Кеша, а вы не видели…». Позже, я не мог позволить себе такого панибратства. Иннокентий Михайлович, кстати, очень волновался перед каждой сценой.
Алексей ЯСУЛОВИЧ в нынешнем году отметил 50-летие
- В то время вы же как раз женились?
- Да. Всеволод Абдулов в общей компании познакомил меня с будущей супругой Натальей Егоровой, дочерью замечательного кинорежиссера Юрия Егорова (поставил знаменитые фильмы «Добровольцы» и «Однажды двадцать лет спустя». - В. Р.). Наташа тогда училась в МГУ на историческом факультете. Мы быстро стали жить вместе у ее бабушки и дедушки. Однажды утром собрались и поехали в загс. А вечером после спектакля (я работал в Театре-студии пантомимы) мы с другими актерами приехали к нам и отпраздновали это событие. Причем закуску все гости принесли с собой. Наташа, хотя и не актриса, легко вписалась в нашу компанию. И я точно так же, легко, вошел в ее круг общения. Сейчас супруга преподает искусствоведение в Школе-студии МХАТ. В этом году наш сын Алексей отметил 50-летие. У меня две внучки. Вера (от первого брака сына, ей 22 года) не так давно окончила продюсерский факультет РАТИ. Глафире (от второго брака) - 8. Добрая, отзывчивая и творческая девочка. Мы живем все вместе в подмосковном таунхаусе, в нескольких километрах от метро «Алтуфьево».
На фото - его жена Оксана и дочка Глафира
Сын с детства в кино снимался, еще у деда. Потом окончил Щуку. Я нормально отношусь к актерским династиям. Уверен: атмосфера и общение очень влияют на человека. Скажу больше: когда набираю очередной курс и вижу двух одинаковых по дарованию студентов, то, если у него известная фамилия, выберу его. Сейчас мой сын занимается разными проектами, в том числе в детском кино. Также он был продюсером и режиссером в нескольких телепрограммах. Леша подготовил и провел кинофестиваль «Птичкино» на базе Павловской гимназии. Преподает актерское мастерство в Гуманитарном университете.
- А если вернуться к вам, то, когда вы брали в жены дочь известного режиссера, рассчитывали быстрее продвинуться в профессии?
- Подобных планов у меня не было. Честно! Тогда нас всех не сильно заботило отсутствие многих вещей - потребности-то были невелики, ведь страна еще не вступила в эпоху общества потребления. Впрочем, хорошо одеваться хотелось всегда. Если вдруг я был на гастролях в Риге, например, и видел в комиссионном магазине безумно модный пуловер с заплатками на локтях, то с радостью его покупал. Мой коллега Виталий Комиссаров однажды подарил мне мокасины, которые не очень подошли по размеру. Я тогда их увеличил - сам вырезал кусочки и пришил в нужном месте, чтобы они стали по моей ноге, и долго еще ходил в них. Голь на выдумки хитра!
Сыграв незадачливого инженера Щукина в фильме «12 стульев», Игорь Николаевич с улыбкой стал называть себя пионером эротики в отечественном кино
Голым бегать согласился сразу
- Как все-таки получилось, что вы поселились в таунхаусе?
- До этого мы всю жизнь прожили в центре Москвы. Но дом со временем обветшал, стал нуждаться в капремонте. Вроде бы и инвесторы появились, но дело никак не двигалось. Причем из-за этого нам долго не удавалось приватизировать квартиру. Отказывали по причине, что строение нуждается в серьезной реконструкции. Наконец через суд удалось оформить право собственности. И вот тогда мы на стадии строительства и купили таунхаус. Недалеко от Москвы, но кругом свежий воздух и развитая инфраструктура. Мы счастливы, что перебрались сюда. Сейчас у нас другое качество жизни. У каждого члена семьи есть своя комната. Роскоши никакой нет, но нормальные человеческие условия.
- Там будете справлять 75-летие?
- Я не люблю отмечать дни рождения. Что хорошего, что мне прибавилось лет? Соберутся, конечно, самые близкие родственники. Но для меня мучительно подводить итоги. Для этого нужны силы, надо же откликаться на поздравления. Меня профессия приучила, что сегодня тебе аплодируют, а завтра нужно выпускать новый спектакль и снова быть в форме.
- О каких ролях мечтаете?
- Ну что я могу в моем возрасте сыграть? Гамлета уже вряд ли. Ромео - тоже. То, что бог пошлет, за то и спасибо. У меня были и есть замечательные роли. Я за это судьбе благодарен - что роптать? Это мой путь.
- Зрители прекрасно помнят, например, вашего инженера Щукина, у которого отключили воду во время помывки, из картины «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая. Расскажите, сложно ли бегать перед камерой голышом?
- Когда позвонила ассистент режиссера и попросила меня приехать на студию, чтобы померить костюм, моя жена долго смеялась: «А что, у вас для этой сцены и костюмы есть?» Мы снимали на лестничной клетке, куда мой герой выскочил из ванны весь в пене и шампуне. Но я, конечно, не голым бегал. На меня просто надели трусы телесного цвета. И то Гайдай опасался, что я не соглашусь на эту сцену. Долго готовился к разговору со мной. Но я сразу согласился. Гайдай, мне кажется, даже немного разочаровался от моего стремительного решения.
- Говорят, вы политически активный актер. Это правда?
- У меня есть своя гражданская позиция, но с головой в политику не погружаюсь. Я не понимаю, например, почему бы депутатам не получать такие же деньги, как и обычные граждане: учителя, врачи - в районе 50 тысяч рублей. Почему они в десятки раз больше зарабатывают и почему ездят на государственных машинах? Если депутаты не знают, как живет народ, то как могут заниматься законодательной деятельностью? Словом, не хочу фальшивить ни в жизни, ни на сцене!