Валерий Усков увел у сына Пырьева жену

В откровенной беседе Валерий Иванович поделился не только профессиональными тайнами, но и личными секретами
ВАЛЕРИЙ УСКОВ

ВАЛЕРИЙ УСКОВ

После публикации в «ЭГ» интервью с прекрасной актрисой Ольгой БИТЮКОВОЙ (N47, 2003 г.) редакцию забомбили звонками заинтригованные читатели: неужели известный кинорежиссер Валерий УСКОВ действительно мог предлагать актрисе лечь в «койку» за возможность сниматься?

Наш корреспондент встретился с любвеобильным творцом культовых сериалов. В откровенной беседе Валерий Иванович поделился не только профессиональными тайнами, но и личными секретами.

- Так трогательно беседовать с живым классиком. Ведь именно так вас теперь называют?

- Мы с Краснопольским воспринимаем это, естественно, как шутку. Приятно, конечно, что ты чего-то стоишь. Но надо двигаться вперед. Мы в постоянном поиске. Правда, сейчас находимся в переходном периоде: сериал «Сыщик без лицензии» по экранам уже прошел. А мелодраму «Подари мне жизнь» только что отсняли. Сейчас вот «Мосфильм» предлагает один крупный проект. Много и других соблазнов. Нужно выбирать, а значит, кому-то, мягко выражаясь, изменять.

- Почему все-таки фильмы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» до сих пор тревожат сердца людей?

- Потому что искренне, без всякой придури сделаны. В те годы у нас с Володей было огромное желание разговаривать не с одним эстетствующим полупедерастом, а с миллионами зрителей. Картины были приняты сразу, в том числе и критикой. Но при этом сильно и несправедливо досталось автору сценария писателю Анатолию Иванову. За то, что он, не приспосабливаясь, откровенно поддерживал Советскую власть, коммунистов и был очень русским писателем. Ну почему так часто в нашей стране по-настоящему русского писателя обязательно запишут в антисемиты? В России испокон веков процветало смешение кровей. Это только подкрепляло силу и красоту нации. Идея антисемитизма просто высосана из пальца нехорошими и подлыми людьми.

- Правда, что вы с Краснопольским родственники?

- Да. Наши бабушки родные сестры, мамы - двоюродные, а мы, выходит, троюродные братья. Прожили рядом, начиная с самого дня рождения, непростую жизнь. Но со временем становимся все разнее, возможно, потому что окружение меняется. Но в главном - отношении к жизни и творчеству по-прежнему остаемся единым целым.

На этой фотографии, любезно предоставленной редакции другом Ускова и Краснопольского фотохудожником Георгием Тер-Ованесовым, мастера экрана в молодые годы. Вместе за одной камерой

На этой фотографии, любезно предоставленной редакции другом Ускова и Краснопольского фотохудожником Георгием Тер-Ованесовым, мастера экрана в молодые годы. Вместе за одной камерой

- Как уживаетесь вместе на съемочной площадке?

- С каждым годом работать становится сложнее. Бывает, и поспорим всерьез. Порой после таких дебатов оба ночь не спим. Недавно договорились: каждый снимает свои картины по отдельности, как бы параллельно. Смешно все время стоять рядом за одной камерой. Но друг другу все же помогаем. И фамилии по-прежнему ставим вместе и по алфавиту.

- Такое впечатление, что со временем у вас так и не появились серьезные конкуренты.

- Лично я всегда радуюсь успеху коллег. Мы с Краснопольским счастливы, что судьба свела нас с настоящими учителями-творцами, с Иваном Александровичем Пырьевым, например. По его рекомендации нас и в Союз кинематографистов приняли без заявления.

- Вы даже чуть-чуть «породнились» с учителем - увели у его сына Андрея жену.

- Был грешок. Наша однокурсница по ВГИКу Люся Шляхтур, ставшая после развода с Андреем моей супругой, играла в фильме «Тени исчезают в полдень» Наталью Меньшикову. Но уже под другой фамилией - Давыдова.

Копеечный бюджет

- Сегодня режиссеры Усков и Краснопольский чуть ли не на поток поставили съемки «быстрожующихся» сериалов. Изменяете своим вкусам на потребу публике?

- Надо же как-то жить и работать, правда? Историю нашей Родины, нравственную силу советских людей мы с Володей уже показывали. И гордимся, что получилось. Но идеалы, которыми народ и мы в том числе были окружены в молодости, передаются и новому поколению. Несмотря на всеобщую капитализацию и нравственный разврат, творящийся на телевидении. Славу богу, в общество вернулось слово ПАТРИОТИЗМ. При Горбачеве и раннем Ельцине этим словом ругались, если хотели кого-нибудь оскорбить. А «быстрожующаяся», как вы говорите, продукция тоже нужна, потому что ритмы жизни сильно изменились.

КАДР ИЗ СЕРИАЛА "ДВЕ СУДЬБЫ": самого рейтингового фильма прошлого года

КАДР ИЗ СЕРИАЛА "ДВЕ СУДЬБЫ": самого рейтингового фильма прошлого года

- А как же качество?

- Что делать прикажете? Поэтому и недостатков в работе навалом. Хотя в подборе актеров мы почти никогда не ошибаемся. Бывают провалы в драматургии, организационные просчеты. А самая основная неприятность, пожалуй, в маленьком бюджете. К примеру, на 20 серий картины «Две судьбы» была отпущена сумма в два миллиона долларов. За такие деньги можно сделать всего-то один игровой фильм. Отсюда ограниченность в массовках, костюмах, интерьерах. Бедность, одним словом. На экране это не заметить нельзя.

А для «Сыщика без лицензии», чтоб не платить лишнего, специально подбирали какие-то дешевенькие рассказы. Поэтому все действие происходило в одном помещении. Там вообще был копеечный бюджет. Жестокость нового кинопроизводства заключается, к сожалению, в очень сжатых сроках и ограниченности средств. Не остается времени даже на репетиции. Съемки проходили практически с листа. Если бы не Лобоцкий - сильный, думающий актер, фильма могло и не быть.

- Почему именно Лобоцкого пригласили на эту роль?

- Перед кинопробами позвонил Краснопольский и говорит: «Прошу тебя, попробуй Лобоцкого». - «Что ты! Никогда в жизни! Зачем нам герой-любовник?» В моей голове сидел принципиально другой образ. Но пожелания родственника игнорировать все же не стал. И не пожалел: Лобоцкий на пробе очень хорошо смотрелся. Звоню Краснопольскому: «Приезжай, герой есть. Больше никого пробовать не будем». Но Володе игра Лобоцкого почему-то не понравилась. Уперся, и все. Стали спорить. В итоге родилась истина, и следователя сыграл все-таки этот замечательный актер.

- Ну а почему вы не снимаете замечательную актрису Ольгу Битюкову, которая жаловалась, будто вы пытались за ней приударить?

- Честно сказать, давно мечтаю снять эту красивую молодую женщину. Ничего, кроме симпатий, она вызывать не может. Конечно, слишком шикарно было бы за ней ухаживать. До этого не дошло. Одно время я внимательно присматривался к этой актрисе, даже были конкретные сценарии, по которым хотелось вместе работать. Но не случилось. В какой-то степени чувствую себя виноватым. Ее отец, прекрасный актер Борис Битюков, снимался у нас в «Вечном зове». Оле нужно почаще напоминать о себе. Взяла бы и позвонила как-нибудь.

На грани самоубийства

- К слабому полу, говорят, вы всегда были неравнодушны. Что за солистка Ленинградского мюзик-холла, в которую вы когда-то безумно влюбились?

- До сих пор вспоминаю Юлю с огромной симпатией. Она живет сейчас в Австрии. Несколько лет даже считал ее своей женой. Все было очень серьезно. Конечно, мы оба в молодые годы сильно погорячились. Я даже был на грани самоубийства, сильно похудел, измучился совсем. Но однажды, включив телевизор, вижу на экране прекрасное лицо Наташи Челобовой. Признаюсь, эгоистически зацепился, как говорится. Хотя в то время у нее была своя жизнь и любовь, дело до свадьбы доходило. Женился я на Наташе на волне разрыва и горечи расставания с прошлой любовью. Но тут снова появляется Юля с желанием все восстановить. А как? Все, пути назад уже были отрезаны.

Наташа 25 лет проработала диктором на Центральном телевидении. К сожалению, сейчас без работы. Возможно, виновата сама, не проявила в свое время достаточной активности, чтобы остаться на экране.

ТАТЬЯНА МЕЩЕРКИНА В СЕРИАЛЕ "СЫЩИКИ": серия называлась "Раскаявшиеся грешники"

ТАТЬЯНА МЕЩЕРКИНА В СЕРИАЛЕ "СЫЩИКИ": серия называлась "Раскаявшиеся грешники"

- Любовные увлечения на съемочной площадке сильно мешают работе?

- Для кого как. В одной из серий «Сыщиков» сыграла замечательная актриса Ира Ефремова. Очень красивая и талантливая женщина. Живет прекрасно, ни в чем не нуждается, ездит на «мерседесе». Я отчаянно влюбился в нее, когда Ире, в то время еще студентке Щукинского училища, не было и 18. Лет 20 назад в фильме «Соучастие в убийстве» у нее была кинопроба. Но молоденькой актрисе не хватало для раскрытия образа житейского опыта. И ее на роль не утвердили. Сколько годков пролетело, но вот ведь не обиделась. И сыграла здорово.

- В Аллу Демидову, которая снималась в вашей картине «Стюардесса», тоже были влюблены?

- Актриса она замечательная. Тогда Алла была менее сложным человеком. Сыграла Демидова в фильме блестяще. Крупные артисты, снимавшиеся вместе с ней, даже присматривались к стилю ее игры. Не погрешу против истины, если скажу, что мы сделали тогда из Аллы трепетную, обаятельную женщину. «Стюардесса» - одна из немногих картин, где актриса выглядит очень женственно. Изменилась она гораздо позже. Но тогда наши пути уже разошлись. Сегодня Демидова, несомненно, думающий и очень талантливый человек, но живет, к сожалению, в каком-то другом измерении. Но по-прежнему очень люблю ее и уважаю.

- Современные звезды уступают «старикам» отечественного кино?

- Мне кажется, уступают. Критерии профессионализма, к сожалению, постепенно падают. Как-то мы с композитором Микаэлом Таривердиевым еще в благословенные советские времена отдыхали в Гурзуфе. Скучали, потому что девчонок рядом хороших не было. Прошло дня три. По-прежнему скука полнейшая. Хотя дамочки кругом разные бегали, но все, как нам казалось, не те. Выходим разочарованные на четвертое утро купаться. Ба, а на пляжных лежаках одни красавицы. «Знаешь, что произошло? - говорит Микаэл. - Упали критерии!»

Среди молодежи есть первоклассные артисты. Но общий уровень профессионального артистизма оставляет желать лучшего. Таких, как Николай Симонов, вы сегодня не найдете.

- Почему, интересно, вы не снимаете сегодняшних молодых звезд? Дорого стоят?

- Не знаю, можно ли среди молодых кого-то назвать таким громким словом. Просто многие хорошие артисты не попадаются вовремя под руку. Вот как Оля Битюкова, например. Но талантливую молодежь мы снимаем много и охотно. Хотя ставку на звезд специально не делаем.

К слову о бюджете

Недавно Усков встретил в поликлинике Олега Стриженова.

- Почему стал редко сниматься? - спрашиваю его.

- Бедные все, и кино бедное! Мало платят! А я должен получить сразу большие деньги! За что? За позор!

Мне понравилось это выражение. Олег, к сожалению, прав. Если такой по-настоящему крупный мастер будет сниматься в говенном фильме, его прилюдное унижение должно быть очень хорошо оплачено.

Справка

Самые известные фильмы режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова: «Самый медленный поезд», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Неподсуден», «Ермак», «Две судьбы», «Нина», «Сыщики», «Подари мне жизнь».

Ссылка по теме:

Жена Олега Табакова - очень плохая актриса



автор