Что цензура вырезала из первого советского фильма-катастрофы
12 мая 1979 года на экраны вышел фильм об экипаже самолета, который совершает международные рейсы. Там собрались разные люди: ветераны и новички, обладатели счастливых семей и легкомысленная молодежь, педанты и те, кто иногда надеется на «авось». Но всем им однажды придется пройти проверку на прочность.
Режиссер Александр Митта задумал снять не только первый в СССР фильм-катастрофу с невиданными тогда спецэффектами, но и показать любовные сцены. Новаторством было и то, что впервые фильм снимался на государственные средства при дополнительной поддержке «Аэрофлота». Однако все эти новшества стоили режиссеру и актерам немало нервов.
Кто кого не сыграл
Стюардессу Тамару должна была играть Елена Проклова — Митта собирался взять ее без проб. Однако Елена отказалась — поговаривали, что она не захотела портить свою репутацию примерной комсомолки постельными сценами. Зато Александра Иванес, отчисленная к тому моменту из театрального училища за прогулы, с удовольствием согласилась. Чуть позже Митта понял руководителей учебного заведения. Даже о том, что она вышла замуж и поменяла фамилию, актриса сообщила только после того, как титры, где она значилась Иванес, были уже готовы.
В роли второго пилота Ненарокова режиссер планировал снять Николая Караченцова, но артист оказался занят, поэтому его заменил Анатолий Васильев.
Бортинженера Игоря Скворцова начал играть Олег Даль, и с ним было отснято большое количество материала. Однако продолжению съемок помешала тяжелая болезнь Даля. Он не мог сниматься, получился большой скандал, ведь переснять материал стоило кучу денег. Артиста решили наказать, запретив ему в течение трех лет сниматься на «Мосфильме», но это было уже неважно, потому что через год Даля не стало. Вместо него сняли Леонида Филатова.
Чтобы убедить зрителя в том, что он настоящий сердцеед и казанова («худой, злой, больной — какая страна, такой и секс-символ», - сказал Михаил Жванецкий), в фильм ввели разговоры о герое Филатова как о завзятом бабнике, а также добавили две сцены с посещением девицами его холостяцкой берлоги.
Наконец, командира экипажа должен был играть Алексей Петренко. Однако, узнав, что надо будет сниматься в «железном ящике» — самолете — актер отказался наотрез. Он мотивировал отказ тем, что подобные роли ему неинтересны, но поговаривали, что дело там было в конфликте артиста с режиссером Миттой. Взяли Георгия Жженова — из него получился идеальный Андрей Васильевич Тимченко.
Как переписывали сценарий
Постельную сцену с участием Леонида Филатова и Александры Яковлевой снимали ночью. При этом скромный и любящий свою жену Филатов наотрез отказался раздеваться и согласился участвовать в съемках только при условии, что он будет лежать под одеялом и в джинсах. Так что обнажалась только Яковлева, у которой, как рассказывал директор фильма, никаких проблем с этим не возникло.
Уже наутро об эротической сцене стало известно «наверху». Разразился скандал. Сцену почти целиком вырезали, оставив лишь крошечный эпизод с обнаженной Тамарой, которую видно сквозь аквариум. «Детям до 16» из-за этой сцены просмотр фильма был запрещен.
А еще пришлось на ходу перекраивать сценарий и переснимать концовку фильма из-за того, что тогдашнего генсека Леонида Брежнева возмутила смерть командира корабля. Рассказывают, что как раз в то время Брежнев лежал в больнице, фильм ему привезли на просмотр прямо туда. А он запретил «убивать» главного героя — и так, мол, слишком много смертей пожилых людей в советском кинематографе. Вероятно, старому и больному Брежневу это было неприятно, и он потребовал переделать концовку — командир остался жив, и экипаж навещает его в больнице.
Как «уничтожали» самолеты
Александр Митта вспоминал, что бюджет фильма-катастрофы был не просто маленьким — буквально нищенским. А по сценарию требовалось взрывать самолет, устраивать настоящий пожар с бегущими людьми. Киношники пользовались добрым отношением сотрудников «Аэрофлота», которые бесплатно пускали в самолеты для проведения съемок. Но сжигать самолет... К тому же - Ту-154, который считался самым надежным самолетом!
Тогда Митта объездил все известные кладбища старой техники. Там были сожжены в процессе съемок около 20 списанных самолетов. Для знаменитого взрыва подготовили Ту-114 - самолет поставили на околовзлетной полосе, окружили декорациями, привезли 6 тонн горючего и... не уложились в сроки, пришлось выпрашивать разрешение оставить декорации у министра авиации. В результате все равно ничего не получилось — самолет взорвался до начала съемок и сгорел без всякой пользы. Митта был в ярости. Пришлось искать другое решение.
Будто нарочно, чтобы спасти фильм, в Омске произошла авария: на взлетной полосе загорелся самолет. Остался только хвост — он-то и пригодился для съемок воздушных сцен. Остальные эпизоды снимали в самолете, в котором кто-то из пассажиров случайно разлил ртуть. Лайнер очистили и разрешили использовать для съемок.
Почему лучшее – враг хорошего
По словам Александра Митты, приступая к съемкам «Экипажа», он не видел ни одного фильма-катастрофы и даже не представлял, как их снимают, например, в Голливуде. И это хорошо — иначе не взялся бы...
Собственное незнание, даже безграмотность в этом вопросе помогли Митте реализовать смелый замысел, буквально «придумать велосипед», - и получилось настолько зрелищно, что фильм только в 1980 году посмотрели 70 миллионов зрителей, и до сих пор он остается любимым и популярным.