Часто меняя мужчин, Нина Дорошина всегда возвращалась к Олегу Ефремову
А ведь недаром люди говорят, что в любой паре один любит, а другой позволяет себя любить. Наполненная таинственными страстями судьба поистине народной артистки Нины ДОРОШИНОЙ, которую проводили в последний путь на прошлой неделе, в который раз подтверждает это суждение.
Ворвавшаяся в кинематограф смешной круглолицей девчонкой в фильмах 50 - 60-х годов «Первый эшелон», «Поэт» и «Первый троллейбус», Нина Дорошина все же навсегда осталась в памяти всего из-за одной (зато какой!) роли - деревенской бабы из комедии «Любовь и голуби». Той самой Надюхи, которая простила и приняла мужа, изменившего ей на курорте.
Вот и сама Дорошина, словно ее героиня, прощала и снова и снова принимала мужчину, который так и не смог найти силы быть ей верным.
Но обо всем по порядку.
Одеяло на себя
Первая серьезная любовь случилась у Дорошиной с однокурсником по Щукинскому театральному училищу Володей Земляникиным, который чуть позже прославился яркой ролью в фильме «Дом, в котором я живу».
- Я был от нее без ума, - незадолго до смерти признавался Владимир Михайлович (он ушел из жизни осенью 2016-го). - Каждый день провожал на другой конец города, в Лосинку. Но однажды мы загулялись и не успели на электричку. Привел ее к себе, в крошечную комнатку. Я жил с родителями в переделанных из ванной семиметровых «хоромах». Устроился на сундуке, а Нинка кинула на пол свою роскошную шубу (ее отец работал на меховом комбинате оценщиком. - Г. У.), заявив, что будет спать прямо на ней.
Чтобы доказать любимой свои чувства, студент Земляникин был готов на все. Ведь на одном курсе с ними учились и другие юные ловеласы - будущие кинозвезды Саша Ширвиндт и Лева Борисов.
- Однажды на Земляникина напала пьяная шпана, когда он гулял с Дорошиной, - вспоминали друзья. - Вова отчаянно дрался с хулиганами. Во время рукопашной с его головы упала меховая шапка, которая по тем временам стоила целое состояние. Один из негодяев схватил ушанку и удрал. А Дорошина так переживала, что рассказала об инциденте однокашникам. Те скинулись на новый головной убор. А Нинкин папа быстро подобрал ухажеру дочери обновку.
- Мы с Володей были очень близки и привязаны друг к другу, - делилась с автором этих строк Дорошина, когда пришла весть, что ее первый мужчина умер. - Курс у нас был небольшой, но роскошный. Все девчонки были влюблены в Шурку Ширвиндта, а Земляникин находился немного в сторонке от всего этого. Наверное, этим меня и привлек. Необыкновенный, добрый, остроумный парень с отличным голосом и слухом. Я тоже тогда была симпатичной, молодой, легко можно было влюбиться…
Нина Михайловна добавляла, что все лучшее в ее ранней актерской судьбе связано именно с Земляникиным:
- Нас вместе взяли в театр «Современник», где мы играли в потрясающем спектакле «Голый король». Володя изображал пастуха Генриха, влюбленного в мою героиню - принцессу Генриетту. Потом вместо Земляникина многие актеры играли Генриха, в том числе и Олег Даль. Но лучше Вовы никто себя не проявил.
Еще во время учебы Дорошина объявила, что расстается с Владимиром. Она потеряла голову от Олега Ефремова, роман с которым закрутился на съемках фильма «Первый эшелон».
А Земляникин, несмотря ни на что, смог сохранить дружеские отношения с Ниной. Хотя ревнивый Ефремов не спешил баловать Володю яркими ролями в театре. Видя, как тепло публика принимает соперника даже в эпизодах, обидно его осаждал:
- Ты, парень, нос не задирай и одеяло на себя не тяни. Главный здесь я!
Узенькая-узенькая
В те годы Олег Ефремов жил с Ириной Мазурук (наследницей знаменитого летчика Ильи Мазурука), которая подарила ему дочку Анастасию. Но появление малышки нисколько не помешало создателю «Современника» крутить роман с Дорошиной. В окружении любовников все знали, что, когда Мазурук рожала, новоявленный папаша беззастенчиво проводил время с Ниночкой. И вовсе не репетируя сложный отрывок. Спустя три года Ирина, измотанная изменами Олега Николаевича, решилась на самоубийство.
- Да, мама пыталась покончить с собой, - подтверждала выросшая Анастасия Ефремова. - Ее спасли. Чтобы скрыть шрамы, она потом всю жизнь носила множество серебряных браслетов, которые звенели на ее руках.
Впрочем, и для Дорошиной отношения с Ефремовым не были простыми. Говорят, она его боготворила, но понимая, что стала всего лишь игрушкой в опытных, хотя и таких любимых руках, пыталась найти отдушину с другими мужчинами.
С улыбкой соглашалась сходить на свидание с Валерием Хлевинским (позже он сыграл Авдотьина в «Большой перемене»), флиртовала и не только с Олегом Табаковым, втрескавшимся в нее после спектакля «Голый король».
- Как говорится, из мертвых бы поднялась всякая особь мужского пола, глядя на такую принцессу! - подмечал Олег Павлович, который тогда был женат на актрисе «Современника» Людмиле Крыловой. - Талия у Нины была узенькая-узенькая…
- Для драматурга Александра Володина Ниночка тоже стала любимейшей актрисой, - рассказывал театральный режиссер Александр Бурдонский, внук Сталина. - Володин именно для нее писал пьесы. Но всю судьбу Нины, во всех ее гранях - трагических, женских, творческих - определил все же Олег Ефремов. Это, конечно, был мужчина ее жизни, который мог заводить романы, детей, а между этим возвращался к Дорошиной. Красавцем-то его не назовешь, но имел такую харизму, что сразил ее наповал. Раз и навсегда. Когда мы ночами говорили с Олегом о Нине, я интересовался: «Почему ты на ней не женишься? Ты же все равно не можешь без нее».- «Нет, - отвечал он, - жена должна быть жена. Которая не уронит твою честь. А эта будет со всеми... кокетничать».
В пику Ефремову 29-летняя Дорошина выскочила замуж за 21-летнего Олега Даля. Они познакомились в Ялте на съемках ленты «Первый троллейбус». На свадьбу Олег Николаевич, от которого сыном Мишей тогда была глубоко беременна актриса Алла Покровская, явился один. И на полвечера нагло увел невесту. Когда они все же вернулись, Ефремов усадил Нину на колени и громогласно обратился к ней:
- А все равно любишь-то ты меня!
- Сам Даль называл Нину «социальная правдишка», имея в виду ее роли, - рассказывала сестра Олега Ивановича Ираида. - Но любил сильно. И страшно переживал удар, который Нина ему нанесла прямо на свадьбе. На моего Олежку после этого страшно было смотреть. Стерпеть такое он не мог и сразу же куда-то исчез на три дня. Фактически их брак с Ниной продлился меньше недели.
Жили молодожены, кстати, в квартире у Александра Бурдонского и его сестры. Потому что своего угла не имели. После развода Нина ушла в никуда, благородно оставив Даля на квадратных метрах своих ближайших друзей.
Но Даль продолжал неистово ревновать Нину. Они вместе играли в «Современнике» и порой чувства захлестывали его прямо во время спектакля. Однажды он так швырнул Дорошину на сцене, что та с грохотом отлетела в угол. Зрители замерли. Но артистка встала и как ни в чем не бывало продолжила играть.
- Интересно, что с Олегом Ефремовым мой Олег продолжал общаться так, словно ничего не произошло, - вспоминала сестра Даля. - Их ведь связывал «Современник», и это было для брата важнее любви, ревности, обиды… Дорошину они с Ефремовым в разговорах между собой никогда не упоминали…
Старая зайчиха
Следующим мужчиной нашей героини стал Владимир Ишков, осветитель из «Современника». Он прекрасно знал о богатом прошлом Ниночки и, хотя был младше ее на пять лет, не струсил сделать предложение. Она согласилась, и в 1985-м они расписались. Но и во время брака с Володей Дорошина продолжала навещать Ефремова. А когда Олег Николаевич смертельно заболел, муж сам отправил ее проведать бывшего любовника, понимая, что дни того сочтены.
- Отношения Нины Михайловны с Ишковым развивались размеренно, - вспоминали в «Современнике». - Владимир, в отличие от Даля, не был ревнивцем, выращивал для любимой цветы, готовил ужины, ведь она так и не научилась стряпать.
Они прожили в браке почти 20 лет. А в 2004-м Ишков скоропостижно скончался. В этот день он, как всегда, сходил на рынок за продуктами. Но вдруг стало плохо. Скорая увезла в больницу, но через несколько часов остановилось сердце.
- Я часто в последние годы приходил к Нине Михайловне домой, мы общались, - рассказывает актер «Современника» Максим Разуваев. - Вот все говорят, что после смерти последнего мужа она была одинокой - ведь детей так и не завела. Но я так не думаю. У нее были друзья, ученики, ее любили люди, и она их любила.
У Дорошиной, кстати, ни телевизора, ни мобильного телефона не было. Театр предлагал ей все это подарить, но она отнекивалась. Улыбалась: «Мне и радио вполне хватает». Представляете? Великая актриса довольствовалась радиоточкой советских времен и дисковым телефоном. Она понимала, что возраст у нее уже солидный, но все же рассчитывала, что поживет еще. Радовалась каждому дню, не то что стареть - взрослеть не хотела.
Когда Дорошиной стали предлагать роли пожилых женщин, она кривилась: «Боже, этот персонаж - старуха! Я даже не знаю, как ее играть!»
- Спектакль «Заяц лав-стори», где она блистала в роли немолодой провинциальной актрисы поставлен по пьесе Николая Коляды «Старая зайчиха», - продолжает Максим Разуваев. - Но в нашем театре поменяли название - какая же старая наша Нина Михайловна! Хотя иногда она вдруг начинала хандрить и жаловаться на здоровье (это была часть Нининой натуры). Вздыхала, что все плохо, но стоило выйти на сцену, мигом становилась вихрем, королевой… Кому-то казалось, что она жила воспоминаниями о Ефремове, состояла из так и не остывших с годами чувств к нему, но до смерти мужа Владимира Тышкова она была окружена именно его любовью и заботой. Я застал его. Тихий и спокойный человек, коммуникабельный, о жене говорил так нежно, как будто одеялом укутывал. И она о нем так же отзывалась. Дорошина театром занималась, деньги зарабатывала (супруги смогли купить неплохую дачу. - Г. У.), а он тянул быт. Избавлял от всех проблем. Так что когда его не стало, у нее быт пошатнулся.
Обеды Дорошиной стали каждый день возить из театра. А когда некоторое время назад она серьезно захворала, то легла в платную клинику, потратив 500 тысяч рублей. Ради того, чтобы снова вернуться на сцену.
- Мы до марта не созванивались, хотя и дружили, - рассказал екатеринбургский драматург Николай Коляда. - В День театра, 27-го числа, она мне сама набрала и сказала: «Коля, поздравляю тебя. А я вот сильно болею. Но была бы работа, смогла бы играть. Напиши мне пьесу». У меня уже была «Змея золотая», вот я и предложил ей там играть. Но закрутился и отправить забыл. Вскоре мне перезвонил уже Сергей Гармаш, который опекал Нину Михайловну, и пожурил: «Коля, ты же обещал прислать!» Пришлось ему по электронке отправить. 14 апреля мы с Ниночкой в последний раз поговорили. И вдруг тот же Сергей звонит: «Я ей пересказал твою пьесу по телефону, уверял, что вместе с Ахеджаковой смогла бы ее сыграть. Она хохотала». Мат на сцене, за который меня часто критикуют, она произносила немыслимо органично и совсем не пошло. Великая актриса, сама жизнь на сцене. Этот разговор случился ровно за сутки до ее ухода из жизни. Надеюсь, что она успокоилась с надеждой. Ведь у нее, кроме театра, ничего же и не было. Все мужчины, в том числе Олег Ефремов, давно скончались.
Мнимое одиночество
- Любовь Дорошиной к Ефремову все же нельзя назвать несчастной, - резюмирует актриса Елена Скороходова, которая тоже до последнего дружила с покойной. - Попробовали б вы эту любовь у нее отобрать. Ни на какие «счастья» она ее не променяла бы. Она жила этой историей, ежедневно просматривая её своим внутренним взором, как кино. Со временем страсти улеглись, боль ушла, осталась добрая память. И я не помню, чтобы во время нашего с ней общения на любую тему, в разговоре вдруг не возник бы Олег Николаевич. А за ним обязательно появлялся и Олег Иванович, которого, смею думать, она тоже любила.
Скороходова заметила, что в последние годы Дорошина не была брошена. С племянницей Олесей у Нины Михайловны была ежедневная связь. А девушка живет в Геленджике. Опекали актрису и соседи.
- Она не прозябала в нищете и голоде. Это все какие-то шаблоны, возникшие в публичном пространстве, - уверяет Елена. - Хотя я допускаю, что в некоем меланхолическом настрое, Дорошина могла обронить такую фразу: «О, как я одинока!» Но не надо забывать, что она была великолепной актрисой.
Ссылка по теме:
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов