Константин Лавроненко: Я страшен в гневе!
Актер был взбешен, когда узнал, что любимая ему изменяет
Константин ЛАВРОНЕНКО - единственный в нашей стране обладатель приза Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Награды он удостоился за фильм Андрея ЗВЯГИНЦЕВА «Изгнание». Сыграл он еще в одной картине маститого режиссера - «Возвращение», получившей главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».
Широкую популярность актеру принес сериал «Ликвидация», где он сыграл бандита Чекана. С Константином мы встретились в Чите, на Пятом Забайкальском международном кинофестивале, где он получил приз лучшего актера за фильм «Как меня зовут».
- Награды фестивалей для вас много значат?
- Невозможно думать об этом все время, наслаждаться этим. Здесь абсолютно не лукавлю. Само награждение - короткое мгновение, но эмоционально очень сильное. Это отличный стимул для движения вперед.
- В картине «Изгнание» ваш герой Александр делает сложный выбор. Вы сами оказывались в такой непростой ситуации?
- Да, мне приходилось выбирать. За это меня кто-то осуждал, кто-то ругал. Но есть вещи, когда нужно слушать только себя и делать так, как ты считаешь нужным. Главный камертон твоих действий - ты сам. Но картина «Изгнание» не об этом, она об обретении надежды. В нашей жизни за все приходится платить, порой большую цену.
Артист мечтает создать образ Сергея ДОВЛАТОВА |
- Но Александр платит жизнью другого человека.
- У нас нет ничего идеального и совершенного. Любовь - вот вектор, по которому ты должен идти. А мы привыкли называть любовью совсем другое. Когда от человека начинаешь что-то требовать, это уже не любовь. Сожительство - это тоже еще не любовь, его можно называть как угодно: брачным договором, контрактным браком, но самое главное - чтобы не врать себе и друг другу.
- Вы требовательный человек?
- Ужасно. Но я пытаюсь требовать от других не больше, чем от самого себя. Я ни в коем случае не идеален.
- Легко прощаете людей?
- Считаю, что обижаться можно только на самых близких. В остальных случаях - бессмысленно. На жену, на дочь могу порой обидеться. Но это все какие-то житейские мелочи.
ЛАВРОНЕНКО стал широко известен после роли бандита Чекана в сериале «Ликвидация» |
Все основано на любви
- В вашей семье кто первым идет на компромисс?
- Скорее я, нежели жена. Но я очень жесткий и взрывной человек. Овен и Бык, упертый ужасно. Знаю свои проблемы больше, чем кто-то другой. Часто бываю несправедлив, чересчур вспыльчив по отношению к близким, и это понимаю. Порой страшен в гневе. Отхожу, правда, быстро. И не стыжусь попросить прощения, не злопамятен. Говорю, давайте, как в кино, смонтируем так, будто не было этой ссоры. Знаете, срабатывает!
- Как вы выстраиваете отношения дома?
- Не могу сказать, что в нашей семье какой-то особенный уклад. С женой Лидией у нас случались разные периоды в жизни, в том числе и тяжелые. Был момент, когда я, хлопнув дверью, ушел из дома. Шаг к примирению первой сделала Лида. Через день она приехала в театр поговорить. И я понял, что нельзя уходить, когда не можешь уйти. Но с годами эти страсти улеглись. У нас все основано на доверии и, конечно, на любви. Когда у меня родилась дочка, все время думал, что же такого сделать, чтобы ее не избаловать? Не знал, как себя вести. И в какой-то момент понял, что ничего не надо делать, нужно просто любить. Дочка выросла прекрасным человеком. У нас с ней абсолютно доверительные отношения. Ксюша ценит мои советы, а я прислушиваюсь к ней. Мы равны в суждениях. Ксения окончила МГИМО, факультет международной журналистики, но потом пошла в театральный институт, поняв, что журналистика - не дело ее жизни.
Дочь Ксюша решила пойти по стопам родителей |
- С дочерью сложились иные отношения, чем у ваших героев в картине «Возвращение». Вы оправдываете вашего героя, отца мальчиков, который был резок с ними?
- Все там намного глубже. Мой отец умер в 2003 году, в начале февраля. Фильм «Возвращение» к этому моменту уже был сделан, его рабочее название - «Отец». Но папа картину не увидел... Отношения у нас с ним были замечательными, но задушевные разговоры никогда не велись. Я пользовался безграничной свободой. В юности гулял так, что по несколько дней не появлялся дома. Но родители знали - все будет хорошо, и я это чувствовал. Сейчас, когда у меня самого уже взрослая дочь, понимаю, как они за меня волновались, но нравоучений никогда не читали. Это и есть настоящая любовь. Почему так долго об этом говорю? Наверное, потому, что обожал отца. Но как раз когда его не стало, я его обрел. С потерями - мы приобретаем. Так и в картине «Возвращение»: мальчик кричит своему отцу «Папа, папа!», когда тот уже мертв.
- Были в вашей жизни ошибки, о которых вы сожалеете?
- Ни о чем не жалею. Думаю, жалеть неправильно, потому что прошлого не вернуть, его просто нужно понять и принять. Во всем есть какой-то смысл.
- Вы влюбчивый человек?
- Да. Влюбленность - нормальная человеческая эмоция. Не боюсь влюбляться, но во всем нужно соблюдать чувство такта и чувство меры.
- Ревнуете?
- В молодости сходил с ума от ревности! Особенно был взбешен, когда случайно узнал, что любимая девушка, с которой тогда встречался, крутит роман не только со мной. А потом почувствовал облегчение. Поладил с собой, придя к выводу, что сам далек от святости и кому-то тоже сделал больно. Я не пытаюсь предстать другим. В этом нет никакого смысла. Всем никогда не понравишься, я и не пытаюсь этого делать. Нужно быть таким, как есть.
Свадьба Константина и Лидии (1987 г.) |
В муках есть смысл
- Какие книги лежат на вашей тумбочке около кровати?
- Лекции Набокова по русской и зарубежной литературе. Зарубежную я прочитал быстрее, а русскую пока не осилил.
- У вас есть любимый писатель?
- Довлатова обожаю! За последние пять лет дважды к нему возвращался. Это что-то!
- У вас с Довлатовым общее то, что до прихода славы вы многое испытали в жизни. Даже приходилось на какое-то время бросать профессию, чтобы себя прокормить. И ресторанным бизнесом занимались, и молочными продуктами торговали...
- По-моему, каждый где-то пахал. Это все большая школа.
- Довлатов, получив в США постоянную работу и перестав пить, - умер. Комфортные условия оказались для него губительными.
- Сложный вопрос. Может, есть какой-то смысл в муках, чтобы исчерпать земное бытие и дойти до более светлого уровня. Он доплыл до берега, преодолел эту реку.
Меня часто спрашивают, кого бы я хотел сыграть. Вот если бы мне предложили что-то по книгам Довлатова, согласился бы непременно. Писатель меня трогает тем, что за этой громадиной, коей он являлся, за его мощным, издевательским юмором стоит какое-то щемящее чувство. Удивительно, что пока никто не брался рассказы Довлатова экранизировать.
Лидия ПЕТРАКОВА была актрисой «Сатирикона» |
- Режиссер Алексей Герман-младший собирается снимать фильм о Довлатове. Слышала, что проходят кастинги на роль писателя.
- Правда? Хорошо бы! С удовольствием взялся бы за эту работу. Довлатов - это огромный мир, это глыба.
- Чего вы хотите от жизни, помимо хорошей роли?
- Спокойного состояния, когда тебя ничего не может отвлечь от заботы о родных. В состоянии покоя мы находим гармонию, о которой все время говорим. Меня сейчас тревожит... Нет, не то слово, убивает ситуация на Украине. Люди не понимают, что мы все едины, а нас почему-то разделяют. Не могу видеть, как погибают дети Донбасса. Плачу и не стесняюсь этих слез! Мира, вот чего я хочу больше всего.