Как снимали легендарный телефильм «Место встречи изменить нельзя»
Согласно опросам, роль Жеглова - самая любимая зрителями работа ВЫСОЦКОГО в кино. Режиссер ГОВОРУХИН мог утвердить его в «Место встречи изменить нельзя» и без проб. Но правила есть правила. Понимая, что кандидатуру Владимира Семеновича могут запросто зарубить, Станислав Сергеевич сделал несколько проб других актеров, которые заведомо не могли с ним тягаться. Госкино оставалось только согласиться.
Варей Синичкиной, возлюбленной Володи Шарапова (Конкин), могли стать аж 12 актрис! Высоцкий уговаривал Говорухина утвердить на роль Марину Влади. Но против француженки возразил худсовет. Им хватило Владимира Семеновича.
Изначально роль Вари предлагалась Ларисе Удовиченко. Но она мечтала сыграть Маньку Облигацию: «Либо я буду ее исполнять, либо вообще сниматься не стану». После выхода фильма, кстати, Удовиченко стала получать мешками письма из тюрем с текстом типа: «Откинусь - моей будешь!» Более того, однажды ночью к актрисе домой заявился вернувшийся с зоны мужик. На его возгласы: «Не откроешь, *ука, - убью!» - артистка вызвала милицию.
- Мне тогда было 24 года. И по молодости я попала в глупую ситуацию, - вспоминает Удовиченко. - Однажды Говорухин выделил съемочной группе день: «Разрешаю сегодня погулять по злачным местам». Съемка проходила в Одессе, в моем родном городе, и я бросила клич: «Ребята, мы должны гудеть всю ночь!» В притоны мы, конечно, не пошли, но остальные знаменитые места не остались незамеченными. А на следующий день я даже боялась дышать на Высоцкого: от меня та-а-ак пахло всяческой ночной жизнью! Я очень неуютно себя чувствовала и готова была сквозь землю провалиться. Но Высоцкий отвел меня в сторону, успокоил, сказал, чтобы я не переживала и не стеснялась. А в довершение подарил жестяную банку английского чая Earl Grey, тогда это была большая редкость. И чтобы хоть как-то прийти в себя, я целый день пила этот чай.
Удовиченко говорит, что с Владимиром Семеновичем ей работалось очень легко. Никто не сомневался, что между ними было нечто большее, чем просто рабочие отношения.
- Это, конечно, громкие слова… Я была молодая, хорошенькая… естественно, любому мужчине приятно было… Ему было 40. Сейчас кажется - никакой разницы, но в наше время это казалось огромной пропастью, - рассказывает Лариса Ивановна. - Володя все время отвешивал мне какие-нибудь комплименты. Причем публично. Я бледнела, краснела, покрывалась пятнами и не знала, что ответить.
На милицейской «Волге»
Первый день съемок выпал на день рождения Влади - 10 мая 1978-го. Снимали в Одессе, на даче друга Говорухина. Вдруг Марина уводит Станислава Сергеевича в соседнюю комнату, запирает дверь и слезно умоляет отпустить Высоцкого, заменив его другим артистом. Тут же в разговор вступил он сам: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль». Объем работы действительно большой, нужно было вкалывать. К тому же к съемкам команда приступила спустя год после утверждения ролей. За это время у Высоцкого появилась возможность путешествовать по всему миру. Но Говорухин уговорил Владимира Семеновича остаться в картине, пообещав чаще отпускать с площадки.
По два-три раза в неделю Высоцкому приходилось летать в Москву на спектакль и обратно в Одессу. Из аэропорта в театр барда везла милицейская «Волга» с сиреной. Гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. Бывало, артист летал почтовым самолетом рядом с кипами газет.
Неожиданный плевок
По сюжету герои Высоцкого и Куравлева были заядлыми бильярдистами. Однако актеры не представляли даже, как правильно держать в руках кий. За них вгонял шары в лузу лучший бильярдист Одессы, мастер спорта СССР Владимир Иванов.
А во время съемок сцены, когда Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитами, Высоцкий повредил руку. Заранее стекло автобуса никто не проверил. А оно оказалось пятимиллиметровой толщины. Команда «Мотор!». Жеглов ударил по стеклу раз, два - без толку. С третьей попытки оно разбилось. И тут же Владимир Семенович закричал: «Ну все, пипец!» Вся рука была в крови, на пальце глубокий порез. А вечером того же дня Высоцкому нужно было выступать с концертом. Выступление отменили, так как Владимир Семенович не мог играть на гитаре.
Долго не получалась и сцена выхода из подвала - в кадре выглядела скучно и серо. Импровизацией ситуацию спас Иван Бортник, сыгравший Промокашку. Он вдруг истерически запел блатную песню, стал пинать и материть охранников. От неожиданности Высоцкий не смог сдержать улыбку. А Бортник настолько вошел в раж, что плюнул Владимиру Семеновичу в лицо со словами: «Мусора, суки».
Кстати, милиционеров для этого эпизода нашли настоящих, некоторых - работавших с послевоенных лет. Они прямо озверели от поведения Бортника: стали его бить, заламывать руки. Кричали на него: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!» Бортник орал от боли, а зеваки зааплодировали от восторга.
Увы, худсовет в итоге вырезал эту сцену именно из-за плевка уголовника в лицо «власти».
В пальто - зубами
Консультантом картины был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант Никитин. Он хотел, чтобы Жеглов хотя бы раз показался в кадре в милицейской форме. Эту просьбу выполнить было необходимо - все и так понимали, какие будут трудности при сдаче фильма. Но Высоцкий наотрез отказывался надевать форму. Артист считал, что милиционеры сталинских времен творили страшное беззаконие. Поэтому Говорухин придумал сцену, где Жеглов стоит в кителе у зеркала и произносит такие слова:
- Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.
- Почему? - спрашивает Шарапов.
- Да потому что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется.
Между прочим, в первоначальной версии сценария, после того как Жеглов застрелил Левченко (Виктор Павлов), Шарапов не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает. Он говорит, что не может идти с ним дальше по жизни из-за того, что Жеглову нравится убивать людей. Эту сцену даже сняли, но в финальную версию она также не вошла.
А во время съемок ночной милицейской погони часть территории возле Большого театра оцепили. Как-то в перерыве съемочная группа услышала крик Высоцкого. Все бросились в темноту на голос и увидели Владимира, который пытался оторвать от себя девушку. Поклонница актера каким-то образом пробралась через ограждение и вцепилась зубами в кожаное пальто артиста. Ее быстро увели, пальто из прочной отечественной кожи не пострадало. Оно бережно хранится в музее Одесской киностудии. Как и та самая шляпа.
Прикинь!
- Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева (Сергей Юрский), полностью поставленная бардом. Также он придумал шепелявого карманника Кирпича (Станислав Садальский) и эпизод с фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была помочь Шарапову спастись.
А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ…
В ресторане, где Фокс (Александр Белявский) танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера - Наталья Дарьялова и сын друга Высоцкого - Вадима Туманова.
В этом же эпизоде Тараскин (Андрей Градов) танцует с Ларисой Гузеевой - это ее первое появление на экране, а на заднем плане на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же мелькает в кадре в составе оркестра в четвертой серии - в кинотеатре перед показом фильма.
КСТАТИ
- В титрах фильма указан сын Марины Влади и Робера Оссейна - Пьер Оссейн. Он сыграл пленного немца, которого в разведке захватили Шарапов и Левченко. В финальную версию картины этот эпизод не вошел.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов