Татьяна Доронина и Марина Зудина заставили страдать пожилого режиссёра, сделавшего их звёздами
- Если бы не режиссер Георгий НАТАНСОН, не видать мне большого экрана и такой нежной зрительской любви, - призналась однажды народная артистка Татьяна ДОРОНИНА. В фильмах мастера «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», «Валентин и Валентина» Татьяна Васильевна сыграла, пожалуй, самые яркие свои роли. А еще Георгий Григорьевич открыл для кинематографа будущую жену Олега ТАБАКОВА Марину ЗУДИНУ и супругу Сергея ЮРСКОГО Наталью ТЕНЯКОВУ. Но, когда 96-летнего Натансона провожали в последний путь в траурном зале Троекуровского кладбища, никто из них проститься с наставником не пришел.
Натансона еще при жизни признали классиком. Исследователи его творчества говорили: по фильмографии мэтра можно изучать историю нашего кинематографа. Экзамен во ВГИКе в 1939 году у него принимал сам Сергей Эйзенштейн. А в начале карьеры юный Жора трудился ассистентом у Пырьева, Довженко, Барнета и Птушко, был вторым режиссером у Тарковского на «Ивановом детстве», а потом и сам стал снимать фильмы, которыми засматривалась вся большая страна. Правда, кое-кто поначалу принимал работы Натансона в штыки.
- Дело в том, что эти ленты были переделками известных спектаклей, - уточнил на своей страничке в соцсети известный кинокритик Вячеслав Шмыров. - Но время показало, что все это в конце концов не так уж и важно. Спектакли ушли, а актерские свершения навеки остались на пленке. Эти фильмы и на момент премьеры собирали «нехилые» миллионы, их и сейчас регулярно крутит телевидение, а «Старшую сестру», пусть и задним числом, наверняка бы стоило отнести к числу кинематографических шедевров 60-х.
Исполнительница главной роли в «Старшей сестре» Татьяна Доронина была тогда известна только театральной публике, но уже вела себя на площадке как суперзвезда. Натансон вспоминал, что половину съемочного периода картины потратил на решение не творческих, а бытовых вопросов: размещал Доронину в гостинице, менял не понравившиеся ей номера, а потом вместе со всей группой, включая народного артиста Михаила Жарова, часами терпеливо ждал ее приезда на площадку.
Но, даже появившись там, Татьяна Васильевна не спешила в кадр. Сначала величественно шла гримироваться, причем делала это неторопливо. И не соглашалась выйти к людям, пока не поправит каждую ресничку.
- Ее роль могли бы сыграть более дисциплинированные актрисы - Людмила Гурченко, Ия Саввина или Инна Макарова, - шептались в киногруппе. - Но Натансон пошел даже наперекор драматургу Александру Володину. Тот строго предупредил: «Будете снимать эту Доронину, я никогда не приеду на съемки…»
И вот когда, преодолев все эти преграды, Георгий Григорьевич отснял половину ленты, Татьяна Васильевна, отсмотрев рабочий материал, вдруг заявила: «Это все ужасно и вне искусства!» И отказалась продолжать работу, пока «на все это безобразие» не посмотрят какие-нибудь независимые эксперты.
Она сама нашла этих людей - некую пожилую даму и ее сына по имени Эдвард Радзинский. Поглядев на экран, странная парочка резюмировала: «Гениально!»
Доронина хитро улыбнулась и вскоре вернулась к съемкам, а за Радзинского по их окончании вышла замуж.
Личная жизнь самого режиссера тоже была полна неожиданностей.
- С моей женой, которую в жизни звали Мира, а так - Мария Михайловна, мы познакомились во время войны в Алма-Ате, в эвакуации, - вспоминал постановщик. - Ее русский отец, Лузгин, погиб в Гражданскую, а мать была украинка по фамилии Кирюха. Наши первые брачные ночи прошли в общежитии. Там, кроме моей, стояло еще семь кроватей. Я целовал и обнимал Машу под простыней. Мы прожили вместе шестьдесят два года вплоть до ее смерти. У нас - дочь Марина и внучка Анастасия, ее дед по отцу - великий скульптор Вучетич, автор памятников «Воин-освободитель» в Берлине, «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Натансон всегда говорил о супруге с необыкновенной теплотой, хотя признавался, что и на других женщин иногда засматривался.
- На картине «Жизнь в цвету» я работал ассистентом у самого Довженко. Кто-то привел на пробы десятиклассницу Аллочку Ларионову. Я, как увидел ее, тут же влюбился. Стали встречаться. Возникла любовь. Посоветовал ей поступать во ВГИК… Жена о моем увлечении знала. Но больше ревновала не к Ларионовой, а к известной ныне народной артистке, тогда еще студентке Людочке Чурсиной. Та просто обрывала наш телефон…
Включила звезду
Тележурналист Александр Казакевич общался с Натансоном в последние годы.
- Их он прожил в жутком унижении, - написал Казакевич на своей странице в «Фейсбуке», узнав о смерти мэтра. - Мы делали фильм, как Георгий Натансон снимает документальную работу о главной звезде своей жизни Татьяне Дорониной. Так вот она для этого фильма ему интервью так и не дала. Она дала интервью мне после нескольких месяцев уговоров. А ему, человеку, который сделал с ней несколько дивных работ, не дала. Хотя 90-летний режиссер рассчитывал на этот фильм, что снова заявит им о себе. Получит гонорар, в конце концов. От нее он получил билет на спектакль, чтобы смог в финале вручить ей букет цветов. И подарок. Она его тут же развернула и со сцены спросила: «А где же фильм обо мне?»
Точно так же пренебрежительно, по словам Александра, с режиссером поступили и Эдвард Радзинский, а еще Олег Табаков с Мариной Зудиной.
- Табаков сказал в интервью буквально следующее: «Я хоть и не гомосексуалист, но Георгия Натансона люблю», поцеловал Натансона и ушел, - продолжает журналист. - Марина Зудина при Натансоне устроила истерику звезды. Она сыграла у него первую роль в кино. И я могу долго продолжать этот список. Два человека согласились легко и просто и здорово помогли: Николай Бурляев и Наталья Тенякова. А он всегда давал обо всех интервью, полные благодарности и любви за сыгранные роли… Почему пренебрегали Натансоном и заставляли его страдать? Потому что он милый. Потому что он поймет и простит… Не будет обижаться. А с такими - чего считаться?
Единственным знаменитым человеком на гражданской панихиде по Натансону оказался Николай Бурляев. Замечательного режиссера похоронили на Троекуровском кладбище.
Еще по теме: