Случайно или нет актер, официально «назначенный» Сталиным в кино, умер прямо в день его рождения?
О Михаиле Георгиевиче Геловани практически ничего не известно. Когда он был в зените славы, то о нем предпочитали не говорить, как о человеке, играющем самого Иосифа Сталина. А после смерти вождя забыли и о его кинодвойнике, стерев его не только из памяти, но и из кино, вырезав многие кадры, где появлялся образ Сталина.
Сегодня об актере ходит много слухов и домыслов. Известно, что он принадлежал к древнему роду, о котором упоминается в летописях XII века. Есть документальные свидетельства, что у царицы Тамары ее личным секретарем был «очень умный человек Антон Геловани». А уже Павел I произвел род Геловани в княжеский.
Искра, из которой все возгорелось
Семья будущего актера занималась сельский хозяйством, вела простую и скромную жизнь. У Михаила был прекрасный голос. Он пел в церковном хоре и мечтал не о заработке крестьянина, а о театре. Его первые работы критика восприняла хорошо. А в 1924 году актер впервые снялся в кино у грузинского режиссера Ивана Перестиани. Это была лента «Три жизни».
Вообще Геловани был талантливым человеком, он показал себя как самобытный актер, умеющий импровизировать и имеющий свой особый взгляд на жизнь, что проявилось в режиссуре: Михаил Георгиевич снял в конце 20-х годов четыре фильма.
Жизнь Михаила Геловани изменилась в 1936-м. На сцене тбилисского театра он впервые сыграл роль Сталина в спектакле «Из искры возгорится пламя…». После этой работы об актере заговорили даже в Москве. На уровне слухов люди передавали друг другу, что в Грузии есть артист как две капли похожий на вождя. Хотя известный сценарист и историк кино Кора Церетели утверждала обратное. Она считала, что Геловани категорически не был похож на Сталина, начиная со светлой гладкой кожи и заканчивая пластикой движений.
Кто на свете всех «стальнее»
Режиссер грузинского Госкинопрома (ставшим впоследствии «Грузией-фильмом») Михаил Чиаурели задумал снять фильм к 20-й годовщине Октябрьской революции. И пригласил на роль Сталина своего земляка Геловани. За год до этого в картине Михаила Ромма «Ленин в Октябре» Сталина сыграл Семен Гольдштаб, который вошел в историю советского кино как первый исполнитель роли вождя.
Позднее Геловани и Гольдштаб конкурировали между собой в том, кто именно из них является официальным исполнителем роли Сталина. Выиграл грузин, сыгравший генсека в 14 фильмах против четырех Гольдштаба. Говорят, что Сталину категорически не понравился Семен Львович в фильме «Первая конная» 1941 года, после чего стали искать замену официального исполнителя руководителя страны. И им стал Геловани.
Придворный актер
Ходит такая байка, что в самом рассвете своих творческих сил Геловани тоже впал в немилость у Сталина. Это случилось в 1946-м, после выхода на экраны фильма «Клятва». В двадцатых числах августа Сталин встречался на личной даче с деятелями искусства, куда пригласил и своего кинодвойника.
Когда актер вошел в гостиную, то вождь очень долго рассматривал его, после чего пригласил поужинать в «скромной» компании. Вскоре Геловани захмелел от выпитого и начал вскакивать из-за стола, произнося лестные тосты в честь вождя.
Этого Иосиф Виссарионович не любил - и разочаровался. Своим раздражением он поделился с режиссером Чиаурели, тем самым, который впервые показал Геловани в образе Сталина в кино. Говорят, что генсек назвал артиста недалеким и слабым человеком. И позднее он посетовал министру кинематографии СССР Ивану Григорьевичу Большакову, что у Геловани очень заметный грузинский акцент и что пора найти достойного актера на роль Сталина, желательно из русских.
Насколько этот факт действительно имел место – неизвестно, поскольку Геловани продолжал изображать вождя в кино и получать за это Сталинские премии. А вот факт нелестного отношения коллег к актеру официально подтвержден.
Пересказывают воспоминания режиссера Исаака Менакера, двоюродного брата отца Андрея Миронова, что Геловани был неприкасаемой персоной в кино. И, пользуясь тем, что был «придворным артистом», не стеснялся требовать повышенные гонорары за свою работу. Так, ходит легенда, что артист за два съемочных дня потребовал астрономический гонорар в 30 тысяч рублей. И ему платили, поскольку он считался официальным исполнителем роли Сталина.
Король умер
Для Михаила Георгиевича Геловани все закончилось 5 марта 1953 года. Он был уничтожен известием о кончине Сталина. А на следующий день узнал и о конце своей карьеры. Шестого марта актер должен был стоять в почетном карауле у гроба вождя. Но, когда он занял свое место, к нему подошли и попросили уйти, поскольку его фамилия была вычеркнута из списка участников.
Ему закрыли дорогу в кино, оставив только три небольшие роли в Театре-студии, и те отобрали через два года. Геловани стал никому не нужен и был забыт. Работу в кино уничтожили, вырезав из фильмов все сцены со Сталиным. В результате артист, как это часто случается, начал выпивать.
Ходит легенда, что Геловани часто звонил администратору знаменитого Елисеевского гастронома и говорил голосом Сталина, что он «живее всех живых», и просил прислать ему деликатесов. В результате Михаила Георгиевича начали считать сумасшедшим.
Последней каплей, усугубившей болезнь актера, стал XX съезд КПСС, где Никита Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях».
Михаил Геловани умер 21 декабря 1956 года, прямо в день рождения Иосифа Сталина. По официальной версии артист скончался от сердечного приступа. Но многим это совпадение показалось странным. По Москве тут же пошли слухи, что Геловани покончил с собой, находясь в депрессии из-за творческой невостребованности. Что произошло на самом деле, не узнает никто.