Что в «Гардемаринах» правда, а что – вымысел
Знаменитый мини-сериал «Гардемарины, вперед!», снятый Светланой Дружининой по роману Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» и впервые увидевший свет больше 30 лет назад – 1 января 1988 года, мгновенно стал культовым. Песни гардемаринов звучали по радио и телевидению, с кассет на магнитофонах, их пели студенты и школьники. Алеша Корсак, Саша Белов, Никита Оленев и другие герои киносаги, вскоре получившей продолжение, так полюбились зрителям, что многие были уверены: все они существовали на самом деле.
EG.RU разбирается, кто из героев культового фильма существовал на самом деле, а кто стал плодом писательско-режиссерской фантазии.
Счастливая случайность
Писательница и сценаристка Нина Соротокина, посвятившая свою самую знаменитую книгу сыновьям, никогда не претендовала на то, что «Трое из навигацкой школы» - это чисто исторический роман. Так что в рукописи, которая несколько лет лежала у нее дома на антресолях, реально существовавшие персонажи и события успешно соседствовали с вымышленными.
А режиссер Светлана Дружинина, предвидя возможные нападки, все объяснила зрителям еще в первые секунды картины. «Авторы фильма не могут поручиться за точность всех исторических подробностей. Но с присущей им смелой осторожностью готовы утверждать, что все в фильме правда. Естественно, кроме вымысла», - говорится в заставке, с которой начинается фильм «Гардемарины, вперед!».
Кстати, картина появилась на свет исключительно по счастливому – и случайному – стечению обстоятельств. Соротокина написала роман еще в 70-х, он был очень длинным, журналы его печатать не хотели, а сокращать она была не готова. В итоге книга пылилась на антресолях – пока однажды двухкилограммовая папка с историей про трех учеников навигацкой школы не попала к Светлане Дружининой.
Нина Матвеевна рассказывала, что после выхода дружининской «Принцессы цирка» она набралась смелости – и позвонила режиссеру, с которой у нее были общие знакомые. Дружинина согласилась почитать рукопись.
Редактированием сценария занимался Юрий Нагибин, друживший с обеими женщинами (самоучка Соротокина называла знаменитого писателя не только своим другом, но и «крестным отцом» в литературе). В 1985 году была подана заявка на «Мосфильм» - а в 1986-м начались съемки.
Все, кроме вымысла
Подсчитывать количество исторических неточностей, которыми грешат, пожалуй, все художественные фильмы, - занятие неблагодарное. Да и для зрителей это не так важно – слишком захватывают подвиги и приключения дружной троицы Белов-Корсак-Оленев – и любовные хитросплетения.
Личный врач Елизаветы лейб-медик Иван Лесток; вице-канцлер Алексей Бестужев-Рюмин, которого так ненавидел и мечтал устранить прусский король и которого недолюбливала императрица; кардинал де Флери и его посланник в России маркиз де Шетарди; подполковник Иван Лопухин, которого пытались обвинить в «заговоре» против императрицы; сосланная в Сибирь за участие в заговоре Анна Бестужева-Рюмина и некоторые другие персонажи, упоминающиеся в «Гардемаринах», - реально существовавшие исторические личности.
Существовал и дипломат и сподвижник Петра I Павел Ягужинский, который по фильму должен был быть отцом впавшей в немилость Анастасии Ягужинской (ее сыграла Татьяна Лютаева). Есть данные, что одну из его многочисленных дочерей действительно звали Анастасией, правда, ее судьбу исследователи так и не выяснили. Фигурирует Анастасия Ягужинская и в книгах Валентина Пикуля. Правда, по другой версии прототипом героини фильма «Гардемарины, вперед!» стала другая дочь петровского сподвижника – Наталья. Ну, а побег с французом, как и история с влюбленным гардемарином – исключительно художественный вымысел.
Потерявший голову от любви французский шпион шевалье де Брильи, которого бесподобно сыграл Михаил Боярский, - персонаж вымышленный. Однако человек с таким именем существовал. В архивах упоминается некий Брилли (в русской транскрипции – Брильи), сподвижник Петра I, выходец из Италии, служивший инженером во Франции, а в 1701 году переехавший в Москву. Реальный Брильи скончался в 1746 году.
Трое из навигацкой школы
Школа математических и навигацких наук, учрежденная указом Петра I в январе 1701 года, вначале находилась на Хамовническом дворе в Кадашевской слободе (в районе современной Якиманки), но потом ее перенесли, отдав ей нижние ярусы Сухаревой башни. Именно там должны были учиться герои «Гардемаринов». По правилам, в навигацкую школу принимали юношей от 12 до 17 лет, деления по сословному признаку не было. Периодически случался недобор – тогда брали и 20-летних.
Звание гардемаринов Петр I ввел в 1716 году, его присваивали зачисленным в гардемаринскую роту выпускникам Академии Морской гвардии, открытой в Петербурге в 1715 году и организованной на базе той самой Школы математических и навигационных наук (Московской математико-навигацкой школы), в том же 1715-м туда перевели навигаторские классы, а саму школу превратили в подготовительное учреждение при Академии. На судах гардемарины поначалу были «низшими чинами», после «практических плаваний» производились в офицеры.
Действие первого фильма Дружининой начинается в 1742 году, заключительной части трилогии – «Гардемарины III» с повзрослевшими героями - в 1757 году. Что касается самих трех гардемаринов, то они – плод фантазии писательницы. Но что интересно, в архивах есть сведения о том, что существовал некий Никита Оленев. Датой рождения незаконного сына князя Олега Оленева называется 1717 год. Он был знаком с Бестужевым-Рюминым, по некоторым данным, некоторое время был его адъютантом, и вроде как в 1744 году сопровождал Софию Августу Фредерику - будущую императрицу Екатерину Великую с матерью по дороге из Пруссии в Россию и достаточно близко общался с Фике, как звали ее тогда близкие. Ничего не напоминает?
Кстати, дальнейшая судьба реального Никиты Оленева оказалась печальной – он участвовал в заговоре против Елизаветы в 1759 году, был сослан в Сибирь, после чего его следы теряются.
Следов Алеши Корсака в архивах найти не удалось. Зато существовал род Корсаковых (к нему принадлежал и знаменитый композитор Римский-Корсаков), в котором считалась очень почетной морская служба. Некий Алексей Корсаков во время Семилетней войны 1756-1763 года служил капитаном на одном из кораблей, правда, в отличие от героя Дмитрия Харатьяна, был отнюдь не беден, жил не в селе, а в родовом поместье в Петербурге.
Прототипов третьего гардемарина, Александра Белова (Сергей Жигунов) также не нашлось – несмотря на то, что эта фамилия была очень распространена. Впрочем, кто знает, не было ли среди многочисленных выпускников навигацкой школы однофамильца знаменитого киногардемарина?
Кстати: Название фильма несколько раз менялось. Оригинальное название романа Нагибин и Дружинина отвергли сразу. Не подошли варианты «Три гардемарина» (по аналогии с «Тремя мушкетерами») и просто «Гардемарины».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов