Почему «наш Робертино Лоретти» Сережа Парамонов вместо миллионов заработал раннюю смерть

Кадр YouTube

Его называли нашим Робертино Лоретти. Так же, как знаменитый итальянский мальчик-солист, Сережа Парамонов пел удивительно чистым и звонким голосом — в основном, детские песенки. Его заметили с первого появления в составе Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, которым тогда руководил Виктор Попов.

Два мальчика — две судьбы

Итальянский Робертино, сын римского штукатура, покорял соотечественников еще восьмилетним, а в самом начале 60-х ему аплодировал уже весь мир. Популярность принесла парню хорошие деньги. Своим голосом Лоретти кормил большую семью — отца с матерью и братьев с сестрами.

Чуть позже, когда пластинки с его записями уже вовсю продавались в разных странах, ему можно было уже не беспокоиться о будущем — он заработал столько, что обеспечил себя и своих близких на всю жизнь. И неизбежная мутация голоса в определенном возрасте не стала для него драмой — переждав некоторое время, он стал петь в свое удовольствие, выступать в концертных залах, принимать цветы и овации. А еще — сделался продюсером и бизнесменом.

А вот с советским «Робертино» - Сережей Парамоновым — получилось совсем иначе.

Талантливый самоучка

Это было какое-то чудо — пацан с московской окраины, сын уборщицы и работяги, не имеющий никакого музыкального образования, пел с такой легкостью и задором, с таким явным удовольствием, что буквально завораживал публику. А заметили его благодаря бабушке, которая привела внука-четвероклассника на прослушивание — набирались дети для Большого детского хора.

Кадр YouTube

Уже через год Сережа уверенно солировал. Он был настоящим самородком — с ним не было необходимости много репетировать, он сразу схватывал особенности и характер песни и пел без усилий, как птица, с наслаждением.

Широкая публика узнала Парамонова на популярной телепередаче «Песня-72»: мальчик вместе с хором исполнил знаменитую «Песенку крокодила Гены», написанную Владимиром Шаинским. Номер вызвал овации в зале и крики «Бис!» Успех был таким, что режиссеры программы разрешили повторить песню в прямом эфире. Такое дозволялось считаные разы и только самым именитым исполнителям.

Образцовый пионер

Слава, обрушившаяся на Сергея, могла бы легко сломать и взрослого человека. Выступления следовали одно за другим — с детским хором, а затем с такими известными исполнителями, как Муслим Магомаев, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Лидия Русланова.

Открытое приятное лицо Парамонова стало ассоциироваться у людей с «правильным» советским мальчиком — пионером, общественником, отличником. Ему даже доверили вручение цветов руководителю страны Леониду Брежневу, открывающему пленум ЦК КПСС.

Сережа без труда соответствовал представлениям о себе: ему было нетрудно хорошо учиться и примерно себя вести, он по природе своей всегда был открытым и дружелюбным, привыкшим помогать родителям и умеющим организовать свое время.

Популярность Сережи зашкаливала — во время праздников все с нетерпением ждали его выступлений. Происходило бы это в другой стране, в той же Италии, например, - Парамонов и его семья разбогатели бы за пару лет. Но в Советском Союзе дети официально не работали и зарплату не получали. Сам хор числился «самодеятельной» организацией.

Пой, даже если нельзя!

От природы никуда не денешься. Когда мальчики вступают в фазу полового созревания, их голоса резко меняются. Это называется мутацией. Не обошла она стороной и всеми любимого солиста — улыбчивого и доброжелательного Сережу Парамонова.

В 1975 году Сережа пел со сцены «Просьбу» Александры Пахмутовой на стихи Роберта Рождественского. И вдруг голос, всегда такой послушный и звонкий, перестал литься подобно серебряному ручейку. Сережа с ужасом услышал в нем фальшивые ноты...

Сергей Парамонов во время репетиции, 1975 год. Фото: Кошевой Виктор / Фотохроника ТАСС

Врачи утверждают, что мальчикам в этот период категорически нельзя петь и вообще напрягать связки — голос может пострадать на всю жизнь. Тембр Сережи стал меняться. Ему уже нельзя было петь детские песенки, из хора пришлось уйти.

Он поступил в музыкальную школу — руководитель хора Виктор Попов убедил его, что без музыкального образования не обойтись. А там нашлись «добрые» взрослые, настойчиво советующие Парамонову создать свой вокально-инструментальный ансамбль. Неопытный подросток поддался на уговоры — ведь ему так хотелось петь! И этим нанес последний удар по связкам. «Настоящий» взрослый голос к Сереже так и не пришел, а детский чистый дискант улетучился навсегда.

Забвение

Сергею очень тяжело было смириться со своей невостребованностью. Он продолжал посещать репетиции хора, сидел в зале и не мог удержаться от слез, когда слышал, как уже другой юный талант исполнял когда-то его, Сережины, песни. Взрослеющий Сергей пытался найти приложение своим способностям: он то становился конферансье, то выступал вместе с цыганами, то по старой памяти исполнял песни Шаинского, то играл в ВИА... Были даже выступления в ресторанах и организация дискотек для пенсионеров в парках.

Но, видимо, все это было не то. «Отравленный» сценой, светом софитов и всенародной славой, вчерашний мальчик Сережа Парамонов не смог справиться с ненужностью и выходил из депрессии традиционным русским способом.

Он был дважды женат, во втором браке у него родился сын Саша, которого Сергей просто обожал. Кстати, мальчик унаследовал музыкальные способности отца. Но об этом Парамонов-старший уже не узнал. Звонкоголосому советскому «Робертино Лоретти» не исполнилось и 37, когда в мае 1998 года его не стало. Причиной смерти врачи указали ишемию сердца и пневмонию.

Что касается самого Робертино, то артист, на одно время оставлявший сцену ради бизнеса, возобновил музыкальную деятельность еще в 80-х. В октябре 2021 года ему исполнилось 75 лет, до сих пор он продолжает выступать с концертами. Периодически приезжает и в Россию.

Робертино Лоретти во время очередного визита в Россию, 2013 год. globallookpress.com