Если в шоу-бизнесе любят худых, то на оперной сцене выступает достаточно много артистов «в теле», и считается, что это не случайно
Марию Каллас критики долгое время дразнили «примадонной с ногами слона». Потом он похудела на 30 килограммов, легендарная певица стала стройной, но счастья ей это не принесло ни в карьере, ни в личной жизни. Через некоторое время после похудения Каллас потеряла свой божественный голос. Что это было: случайность или нет? И почему в оперном мире достаточно много артистов с лишним весом?
Козочка и солитер
В начале карьеры Мария Каллас считала себя просто крупной женщиной. Подчеркивала, что при росте 173 см, она никогда не весила больше 92 кг. Однако партнеры по сцене частенько указывали на ее обжорство, предлагали взвеситься, чтобы у Марии глаза на лоб полезли от увиденной цифры.
В 1953 году пышнотелая певица, ради партии Медеи, решилась на кардинальную смену имиджа – избавления от лишних килограммов. Каллас жаловалась, как она сильно потеет, что не может толком двигаться на сцене. Говорила, что от такой себя очень устала. И всего за один год пышка превратилась в изумительную тонкую красавицу с худым лицом без малейших признаков бывшей толстушки.
Всех интересовал ее метод похудения. Мария рассказывала, что ела много мяса и сырых овощей, зелени без соли и масла, «как козочка». Полностью отказалась от алкоголя, изредка позволяя себе немного вина. На ее ошеломительном успехе по избавлению от лишнего веса попытались заработать нечистые на руку дельцы. Одна из итальянских компаний по производству пасты подбросила репортерам горячую новость: Каллас стала стройной благодаря их «физиологическим макаронам». Певице даже пришлось судиться с обманщиками.
Самый легендарный миф о ее похудении: дескать, Мария проглотила ленточного солитера, который и вытянул из нее все соки вместе с жиром. Впрочем, никаких доказательств этому не нашлось, но многие до сих пор верят и порой используют этот изуверский способ, пытаясь избавиться от полноты.
Уже в 60-х годах критики стали замечать, что похудевшей Каллас стало труднее поддерживать свой голос. В итоге она его потеряла, а вот легкий лишний вес сохранила до конца своих дней.
Булочка в золотом горле
«Хулиганка» на сцене Анна Нетребко, которую обожает публика, всегда была худой, а пополнела после родов. Сегодня она больше похожа на сдобную булочку. Некоторые «критики» ее за это поругивают, намекая на то, что пора бы уже прийти в форму. Но певица приводит в пример ту же Марию Каллас, потерявшую свой дар после похудения. Как уверяют, Нетребко лишь иногда садится на диету собственного изобретения: один гамбургер в день.
Не назовешь худым и супруга артистки, тенора Юсифа Айвазова.
Статная Елена Образцова однажды скинула 28 кг за два месяца. Ныне покойная певица тогда вспоминала, как во время распевания не смогла взять си-бемоли и вообще очень высокие ноты. Пришлось ей налечь на булочки и кофе со сливками, чтобы восстановить вокальную форму.
Тяжеловес оперной сцены Монсеррат Кабалье была уверена, что «чрезвычайно важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы. В худеньком теле все это просто негде разместить». Да и публика забывает об излишне пышных формах дивы, когда слышит ее чудный голос.
Лучано Паваротти не волновал лишний вес до тех пор, пока он не стал страдать одышкой и другими проблемами со здоровьем. Артист, в худшие времена весивший 150 килограмм при росте 190 сантиметров, тратил много сил на то, чтобы похудеть, и даже нанял диетолога, который жил в его доме и сопровождал его на гастролях. Сбросить 10-15 килограммов для Паваротти было настоящим успехом – но, так как он отличался большим аппетитом, они быстро возвращались. Паваротти сильно похудел в конце жизни – из-за серьезных проблем со здоровьем (несколько лет он боролся с раком поджелудочной железы).
Нет добра без худа
Специалисты насчет влияния полноты на голос спорят уже давно – и прийти к однозначному выводу так и не могут. Одни утверждают, что именно жировые отложения вокруг гортани придают голосу красивый тембр, бархатное звучание, убирая все дефекты звука. Якобы у полных певиц даже самые высокие ноты не бывают звенящими, «металлическими», режущими слух.
Еще одно мнение в плюс: оперным исполнителям необходима сильная диафрагма, чтобы их хорошо было слышно и на галерке. А растягивается она благодаря именно лишнему весу, как и держится за счет него.
Оппоненты аргументируют тем, что избыточная масса никак не влияет на качество пения. И пока они выигрывают. Вот уже несколько лет в Европе пытаются избавиться от «слоних» на сцене. Руководители театров, концертных залов считают, что очень комично выглядит, когда партии Джульетты и Кармен исполняют одышливые дамы весом за центнер. Это не эстетично, и пора бы внести изменения.
Так в 2004 году дирекция английского «Ковент-Гардена» расторгла контракт с Деборой Войт (сопрано), которой из-за ее пышных форм не подошел сценический костюм главной героини оперы Иоганна Штрауса «Ариадна на Наксосе». Партия досталась более стройной певице. Интересно, что Дебора сделала операцию по уменьшению желудка и скинула 60 кг.
Впрочем, если учесть, что XXI стал эпохой моделей «плюс сайз», можно предположить, что дискриминация по весу на оперной сцене долго не продлится. Конечно, речь не идет о болезненной полноте, когда лишних килограммов уже настолько много, что страдает здоровье.