Почему звезда фильмов «Покровские ворота» и «Приключения Электроника» умерла в одиночестве
Ее незвучную фамилию мало кто помнит. Но и молодые зрители, стоит при них сказать «Маша из «Электроника», а особенно «Высокие… высокие отношения!», тут же оживляются: да-да, эта… как её. Как безумно талантливая Елизавета Сергеевна Никищихина сделала все, чтобы доломать свою и без того нескладную жизнь, – об этом в материале EG.RU.
В актрисы назло
Лиза родилась прямо накануне войны, 17 мая 1941 года. А когда война кончилась, как известно, Германию поделили на капиталистическую и «нашу». Вторую назвали Германской Демократической Республикой и сразу бросились ей помогать. В числе специалистов, которые ехали восстанавливать заграничную разруху, был и инженер Сергей Никищихин. Командировка предстояла долгая, и он взял с собой жену, маленьких сыновей – всех, кроме Лизы. Возможно, он решил, что нормально поступить в школу и учиться – для семилетней девочки самое главное, а может быть, она стала своеобразным гарантом от «невозвращенства», но ее отправили к бабушке в Ярославль. Лиза же решила, что родители просто от нее избавились.
Она росла и мечтала: я вырасту и стану знаменитой. То есть задумала идти в актрисы. Узнала, что в студию при московском Театре им. Станиславского можно показываться после 9-го класса. Но вернувшийся к тому времени отец заявил, что туда идут проститутки. Когда кулак, стукнувший по столу, не убедил, отец приложился уже к Лизе.
Квартира была коммунальной, но жильцы – солидные. Одними из них были Кочаряны, семья артиста-чтеца, в которой вырос сын Левон. Тот уже выучился на режиссера, а в гостях у него в момент соседской ссоры находились его молодые друзья – Андрюша Тарковский и Володя Высоцкий. Втроем молодые люди оттащили Лизу от отца.
Пророчество от Леонова
Для прослушивания в студию щупленькая некрасивая Лиза приготовила что-то очень трагическое. Но чем больше она «наддавала», тем громче смеялась комиссия. В ней находился Евгений Павлович Леонов, тогда еще не очень знаменитый. Он сказал Лизе примерно так: «Вам будет очень трудно в театре… Мы с вами похожи, наша внешность не дает нам играть то, к чему лежит душа».
В начале 60-х в театр приходит режиссер Борис Львов-Анохин. Посмотрев труппу, он сказал, что актриса Никищихина – полная бездарность, такого набора штампов, как у нее, он давно не видел. Девушка засунула гордость подальше и пошла просить за себя. Борис Александрович поверил ей и не разочаровался.
Аборт ради роли
В 1965 году Анохин задумал «Антигону» по пьесе Жана Ануя и предложил Никищихиной заглавную роль. Но Лиза, будто нарочно, на репетициях была на редкость неубедительной, несмотря на то, что ее партнером стал сам Леонов.
Дело в том, что у Лизы, которая давно жила отдельно от родителей, был роман. Ее избранником стал талантливый виолончелист Алексей Познанский, к тому же, говорят, писаный красавец. Но красавца призвали в армию, где он получил тяжелую травму и вернулся оттуда уже на коляске. Елизавета была намерена все равно выйти за него замуж. Она даже забеременела.
Львов-Анохин уже готов был снять Никищихину с роли. И – о, чудо! На последних репетициях она играла блестяще. Никто не знал, что накануне женщина сделала аборт, а со своим избранником решительно рассталась. Врачи ей сказали, что детей у нее больше не будет.
Когда шла «Антигона», улицу Горького (нынешнюю Тверскую) возле театра перекрывала конная милиция. Очевидцы утверждают, что Никищихина заставляла всех сидящих в зале думать о чувстве долга, о совести, наверное, о тех самых вопросах, которые в это время мучили ее саму.
Через три года главного режиссера арестовали по статье «Мужеложество». Тот, кто пришел на смену, закрыл все спектакли предшественника, кроме «Антигоны», но Никищихина сочла предательством по отношению к Борису Александровичу играть роль и дальше.
Как в кино
В театре пошла чехарда режиссеров, и утешением для Никищихиной становится кинематограф. Правда, роли были эпизодические – училка, продавщица, соседка, но ее запоминали. На съемках в 1971 году она знакомится с музыкальным критиком Агамировым и выходит за него замуж. Брак быстро распадается.
Никищихиной уже за 30, а у нее за плечами всего одна стоящая роль, семьи нет, о детях лучше не мечтать. Она считала, что судьба мстит ей за Познанского, а мысли свои «запивала».
И вдруг у нее появляется солидный и импозантный поклонник из публики. Роскошные букеты, внимание, а потом предложение руки и сердца. Не самая красивая и не самая известная актриса, казалось бы, и мечтать о таком не могла. Но она действительно вышла замуж, за врача-психиатра Эрнеста Лейбова.
И тут – новый поворот. В театре ей предлагают роль, о которой грезят драматические актрисы, – Катерину в «Грозе». А Никищихина отказывается: она узнает, что станет матерью. На этот раз у нее нет никаких колебаний. Она просто мечтает о тихом семейном счастье. Появившуюся дочку в честь несыгранной роли называет Катей.
Но почти сразу после родов Елизавета Сергеевна начинает тяготиться четырьмя стенами. Она прибегала в театр чуть ли не с коляской, просила дать ей что-нибудь сыграть. Снова ее мечта сбылась в 1978 году, когда новатор театра Анатолий Васильев решил поставить «Вассу Железнову» и дать заглавную роль Никищихиной. До этого Вассу всегда играли мощные актрисы с громовым голосом. Елизавета Сергеевна была другой Вассой – умной, ехидной и несчастной.
«Мама, ты обещала!»
А тем временем болезнь Никищихиной тихо прогрессировала. Муж-психиатр, естественно, настаивал на лечении, но супруга отказывалась. Брак через три года распался. Маленькая Катя очень переживала не только развод родителей, но и то, что с мамой происходит «плохое».
Однажды на сцене шел прекрасный детский спектакль «Робин Гуд», где Никищихина играла Маленького Джона. По роли Джон должен был отхлебнуть из бутылки. И на весь зал раздался детский крик: «Мама, не пей, ты мне обещала!»
Вскоре судьба дала Никищихиной новый шанс. Ей сделал предложение Евгений Козловский, который был моложе актрисы почти на шесть лет.
Талантливый Козловский был успешен во многих сферах: он писал пьесы, романы и сценарии, ставил спектакли, даже окончил режиссерский факультет Школы-студии МХАТ, курс Олега Ефремова. В перестроечное время был главным редактором очень известного журнала «Компьютерра». А в 70-е поставил один из выпусков безумно тогда популярного «Кабачка «13 стульев». В декорациях этого «Кабачка» Евгений и Елизавета праздновали свою свадьбу. И ей дали прекрасную, почти главную роль – ассистентки профессора в «Приключениях Электроника».
Кусочек яблока
В 1982 году Анатолия Васильева увольняют из театра, спектакли с участием Никищихиной постепенно закрывают… У Евгения тоже начинаются крупные неприятности. Его фамилия все время мелькает в самиздатовской литературе, а в том же 1982-м его повесть выходит в журнале «Континент», издававшемся так называемой эмиграцией третьей волны. Козловский попал в «Лефортово», а дома начались обыски, после которых конфисковали даже Катюшины книжки. Елизавету Сергеевну вызывали на Лубянку.
Через семь месяцев Евгения выпустили. Всё еще могло наладиться: Елизавета прекрасно сыграла Нину Орлович в «Покровских воротах», «самую обаятельную Кикимору СССР» в сказке «Там, на неведомых дорожках…», появилась, пусть и в эпизодах, но в очень знаковых советских фильмах – «Чародеи», «Торпедоносцы», «Мертвые души», «Противостояние». В 1984 году ей наконец присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. Муж любил ее и, как мог, боролся с ее болезнью. Однажды Никищихину удалось закодировать почти на год. Но потом она сорвалась. В конце концов Козловский не выдержал и развелся.
Дочь не могла простить матери, что та сначала лишила ее родного отца (Лейбов к тому времени давно эмигрировал в США), а затем и отчима. Когда сама Катя выросла, вышла замуж и родила ребенка, она жестко потребовала от матери разменять квартиру, чтобы оградить малыша от пьющей бабушки.
Свою новую однушку Никищихина решила обменять на коммуналку: и деньги, и не так страшно. Но с соседями, которые с трудом поверили, что это – та самая знаменитая артистка, почти не общалась, часто днями напролет лежала, отвернувшись к стене. Роли в театре ей не давали, а из тех, что удалось выпросить напоследок, был только пьяный бомж в «На дне»
Поскольку дверь она почти не открывала, труп ее обнаружили не сразу. А когда обнаружили, то увидели еще не старую, всего лишь 56-летнюю женщину посреди бутылок и окурков. Незадолго до смерти на Никищихину напал уличный грабитель и придушил ей горло. С тех пор актрисе запретили есть твердую пищу. Умерла же она от того, что 28 ноября 1997 года подавилась кусочком яблока. Намеренно она его съела или случайно, уже никто не ответит…