10 самых хулиганских советских фильмов-сказок
Несмотря на запреты и идеологию в СССР жили и творили по-настоящему свободные художники. Самым безобидным и подходящим жанром для «хулиганских» выходок режиссёров всегда была сказка. Главное, чтобы принимающая все фильмы комиссия не увидела в ленте намеков на критику окружающей действительности или параллелей с руководителями страны, крупными госчиновниками и подобными неприкасаемыми персонами. EG.RU вспомнил самые известные советские сказочные фильмы, постановщики которых любили как подурачиться, так и покритиковать недостатки.
«Морозко» (режиссёр Александр Роу, 1964 год)
Самый главный советский киносказочник Александр Роу снимал удивительные картины, которые любили во всём мире. Фильм получился очень захватывающий, душевный и смешной. Одна Марфушенька-душенька в исполнении юной Инны Чуриковой чего стоит! Во многих странах «Морозко» полюбили как новогоднюю сказку. Однако когда в 1997 году его показали в США в рамках одного из телешоу, картина была воспринята зрителями как триллер и фильм ужасов.
«Огонь, вода и...медные трубы» (режиссёр Александр Роу, 1967 год)
Режиссёр Роу говорил: «Без юмора нет сказки, он её пружина». В этой картине режиссёр впервые снял знаменитого комедийного артиста Михаила Пуговкина. Царя он сыграл очень необычно — его персонаж абсолютно не похож на других сказочных правителей. В фильме много всяких «штучек», которые связывают его с реальной жизнью.
«Айболит-66» (режиссёр Ролан Быков, 1968 год)
Быкова после выхода этого фильма не раз обвиняли в том, что он снял сказку совсем не для детей, слишком уж много было в ней всяких авангардных моментов, нетипичных для советского кино того времени. Но всё же эксперимент удался — вольная трактовка произведения Корнея Чуковского через несколько лет стала классикой.
«В тридевятом царстве» (режиссёр Евгений Шерстобитов, 1970 год)
В этой сказке очень много всего хулиганского. Выдуманная страна Карликия, куда попадает главная героиня, это собирательный образ нескольких стран, где произошёл государственный переворот. Кроме того, в кадре появляются портрет Гитлера и персонаж, очень похожий на бывшего министра обороны Израиля Моше Даяна.
«Царевич Проша» (режиссёр Надежда Кошеверова, 1974 год)
Киносказка Надежды Кошеверовой — это очень смешные диалоги и песни в исполнении Валерия Золотухина. А ещё в этом остроумном фильме есть герцог по имени Дердидас. Один из героев картины предупреждает, что Дердидас — это не ругательство.
«Новогодние приключения Маши и Вити» (режиссёры Геннадий Казанский и Игорь Усов, 1975 год)
Житель волшебной страны, куда попадают главные герои фильма Маша и Витя, кот Матвей — настоящий рок-н-рольщик. Ввести такого персонажа в детскую сказку было довольно смелым решением для того времени. Рок-н-ролл был тогда в опале. Для Михаила Боярского, который продемонстрировал всему Союзу в этой сказке свой музыкальный талант, роль Матвея стала по-настоящему знаковой. После выхода картины он проснулся знаменитым. Кстати, Кощея Бессмертного в «Новогодних приключениях Маши и Вити» сыграл дядя Михаила Сергеевича — Николай Боярский.
«Мама» (режиссёр Элизабета Бостан, 1976 год)
Известная сказка «Волк и семеро козлят» была пересказана румынскими, советскими и французскими кинематографистами в самом модном тогда стиле. Фильм «Мама» - это мюзикл. Довольно вольная трактовка оригинального сюжета, задорные персонажи и козлята-хулиганы помогли фильму завоевать любовь зрителей в СССР и в Европе. В Норвегии, кстати, его всегда показывают перед Новым годом. Эдакая скандинавская «Ирония судьбы».
«Про Красную Шапочку» (режиссёр Леонид Нечаев, 1977 год)
Озорная Красная Шапочка в исполнении Яны Поплавской стала символом советского кино для детей конца 70-х годов. Нечаев задумал экранизировать знаменитую сказку Шарля Перро сразу после выхода «Приключений Буратино». Режиссёра всячески отговаривали от этой идеи (текст сказки занимает всего пару страниц), однако Леонид Алексеевич от своей идеи не отступился.
«После дождичка в четверг» (режиссёр Михаил Юзовский, 1986 год)
Главного злодея многих русских народных сказок Кощея Бессмертного в этой ленте впервые за всю историю кино сыграл актёр, который ни капельки на него не похож. Олег Павлович Табаков сумел перекроить образ страшного костлявого монстра и предстал перед зрителями улыбающимся и упитанным.
«На златом крыльце сидели...» (режиссёр Борис Рыцарев, 1987 год).
В этой киносказке сочетается несочетаемое — царь не надиктовывает своему писарю указы, а пользуется печатной машинкой. Змей Горыныч, между тем, летает только после заправки специальным топливом для ракет.