Наталия Трубникова: У Леонова воровали корону для Зельдина!

Олег Янковский боялся утонуть на съёмках в Сочи

Олег Янковский боялся утонуть на съёмках в Сочи


Фантастическому двухсерийному телемюзиклу «31 июня», снятому по пьесе Джона Бойнтона ПРИСТЛИ, исполняется 35 лет. Вскоре после премьеры лента была запрещена к показу и почти 10 лет пролежала «на полке». Виновником опалы стал исполнитель одной из главных ролей, танцовщик Большого театра Александр ГОДУНОВ, попросивший политического убежища в США. О том, что осталось за кадром фильма, впервые рассказывает исполнительница роли принцессы Мелисенты, балерина и актриса Наталия ТРУБНИКОВА.


Где сейчас очаровательная принцесса Мелисента, попавшая из средневековья  в наше время? Ходили слухи, что Наталия Трубникова уехала за границу.   Задавшись целью её разыскать, мы прежде всего позвонили в  Московский   академический  музыкальный  театра имени Станиславского и Немировича – Данченко, где она танцевала ведущие балетные партии.  К счастью,  балерина служит там по сей день.  В свободное от работы время актриса посвящает бездомным животным и наводит уют в своём собственном дворе в центре Москвы.  Здесь мы с ней и встретились.  Из притона, где собирались неблагонадёжные граждане,  двор благодаря Наталии и её супругу, балетмейстеру Анатолию Кулакову, и их соседям, превратился в настоящий оазис. Здесь всё сделано с любовью: растут цветы, деревья, есть альпийская горка и раритетные скамейки. Нас встретили хвостатые постояльцы этого двора. Специально для дворовых кошек Наталия Евгеньевна  построила кошачий дом. Полы здесь с подогревом.
-  Мы кормим и лечим беспризорных котов, рассказывает актриса.-  Может и хорошо, что их в приюты увозят, но, на мой взгляд - это тюрьма.  Котам надо давать возможность жить, иначе могут прийти крысы.
- Натали, говорят, что на роль принцессы Мелисенты проходили пробы многие актрисы. Но режиссеру картины Леониду Квинихидзе приглянулись именно вы.
- Мне неизвестно, кто ещё со мной проходил  пробы, нам об этом не объявляли. Меня и до этого приглашали на пробы в разные фильмы, но, увы, не утверждали. Мне интересно было приходить на «Мосфильм», делать грим, читать сценарий. В этот раз я даже не волновалась. В общей гримерной рядом со мной сидел Иннокентий Смоктуновский. Он тоже пробовался на роль в каком-то фильме.








Наталия ТРУБНИКОВА называет свою семью «итальянской». На фото она с мужем - балетмейстером Анатолием КУЛАКОВЫМ

Наталия ТРУБНИКОВА называет свою семью «итальянской». На фото она с мужем - балетмейстером Анатолием КУЛАКОВЫМ


- Меня все время пробуют, но ни разу еще не утвердили, - поделилась я со знаменитым актером. - Опять, наверное, откажут.
- Утвердят, - высоко подняв палец, сказал Смоктуновский. - Вы прин-цесса!
Потом выяснилось, что он как в воду глядел.
- Вы замужем? - поинтересовался артист.
Я сказала, что да.
- Завидую вашему мужу,- улыбнулся Смоктуновский. - Я уверен, что роль, на которую вы пробуетесь, будет самым большим подарком в вашей жизни. Для меня лично самый большой подарок сделала жена, родив дочку.
Я видела Смоктуновского первый раз в жизни, а он со мной разговаривал, как со старой знакомой, делился самым сокровенным.
А вот Владимир Зельдин - он играл в фильме короля - оказался, напротив, очень закрытым человеком. По поводу его роли мы часто шутили: «Наш король опять без короны!» Дело в том, что в соседнем павильоне Марк Захаров снимал «Обыкновенное чудо». Юмор был в том, что корона на киностудии была одна. Это была раритетная, дорогая вещь. Поэтому Зельдину и Евгению Леонову, королю из «Обыкновенного чуда», приходилось все время ее делить между собой. Бутафоры постоянно воровали эту реликвию друг у друга. Поэтому часто в кадре и возникает король Мелиот-Зельдин без символа верховной власти.
Работали мы с семи утра до 12 ночи. Квинихидзе снял картину всего за полтора месяца, рекордные по тем временам сроки. Но именно такой был отпуск у балетных артистов. Пришлось в него укладываться.


- Что было для вас самое сложное на съемках?
- Мне было трудно выражать эмоции только лишь глазами. По натуре я смешливый человек, мимика лица у меня подвижная, а Квинихидзе запрещал мне играть лицом. Было трудно, но потом этот опыт помог мне на моей балетной сцене.
- Натали, - говорил мне режиссёр,- Ты принцесса, а царственные особы, не разбрасываются эмоциями. Играй только глазами.








Портрет принцессы Мелисенты, который рисовал в фильме «31 июня» художник Сэм Пэнти (Николай ЕРЕМЕНКО), впоследствии был утерян

Портрет принцессы Мелисенты, который рисовал в фильме «31 июня» художник Сэм Пэнти (Николай ЕРЕМЕНКО), впоследствии был утерян


Страх перед Еременко


- Как вам работалось с Николаем Еременко, сыгравшим возлюбленного Мелисенты, художника Сэма Пэнти?
- Мы впервые увиделись с ним в сцене, когда моя героиня попадает из средневекового прошлого в современную квартиру Сэма. По сценарию Мелисента и художник стоят и изучают друг друга. Не знаю, может, так специально подстроил Квинихидзе, но поскольку раньше Николая я не видела, то действительно, застыв, изучала его. Это было настолько естественно, что дубля не понадобилось. При этом у меня возник какой-то страх перед Колей, я зажалась. И он это почувствовал.
- Ни о чем не волнуйтесь, - сказал он. - Я помогу.
За плечами Николая были звездные роли. Но никакой звездности в нем я не видела. Зато было потрясающее чувство юмора. Правда, его ирония иногда становилась циничной. Он мог чувствительно подковырнуть, поставить на место зарвавшегося собеседника.
- Вы волнуетесь, когда играете драматические сцены, а я совсем не умею танцевать, - признался Николай.
Поэтому одним из его условий было отсутствие танцев у его персонажа. У нас с ним есть сцена, где на звездном мосту мы медленно сходимся и расходимся под музыку. Но даже такое простое движение для него было очень сложным.






ТРУБНИКОВА блистала в ведущих партиях на сцене Московского академического музыкального театра

ТРУБНИКОВА блистала в ведущих партиях на сцене Московского академического музыкального театра

После съемок мы с Николаем всего один раз встретились на квартире у Квинихидзе. Слушали радио «Свобода», по которому сообщали, что во время гастролей в США Саша Годунов, сыгравший в нашей картине, остался в Америке. Мы очень волновались, что будет с его женой - балериной Людмилой Власовой. После известия о бегстве Александра Милу три дня продержали в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди. Американцы настаивали на том, что она тоже хочет остаться в Штатах, а советские руководители требовали, чтобы балерина вернулась на Родину.
- Власова тоже играла в «31 июня». Какие у них были отношения с Годуновым?
- Прекрасные. Он без нее даже в буфет не ходил - обедали они только вместе.
- Сашенька, творожок будешь? - спрашивала Люда.



И ее Сашенька, под два метра ростом, кивал головой. Он казался таким незащищенным. Но когда начинались съемки, он превращался в совершенно другого, сильного мужчину. Делал невероятное количество пируэтов, прыгал с перекладины в два с половиной метра на колени.
Все действие картины проходило под потрясающую музыку Александра Зацепина. Она постоянно звучала рефреном. Музыка - единственное, что оставалось, когда закрыли фильм. Я ее смогла найти на бабинах.






Из-за того что танцовщик Александр ГОДУНОВ остался в США, фильм надолго лёг «на полку»

Из-за того что танцовщик Александр ГОДУНОВ остался в США, фильм надолго лёг «на полку»

Мы как-то летели на гастроли в Америку, Годунов об этом узнал. И попросил привезти ему кассету с фильмом, но найти ее оказалось невозможно. Фотографии тоже все изъяли. Просила продать мне мой портрет, который Еременко рисовал в фильме. Не продали. Неизвестно, куда он делся. В итоге я смогла привезти в Штаты только магнитофонную запись, но так и не смогла передать.
Мы увиделись во время банкета на Пятой авеню. Там было много людей искусства. Саша стоял такой красивый, в темно-синем бархатном пиджаке. Но между нами было, наверное, человек 300. Пробиться к нему мне не удалось. Но связь с Сашей не прерывалась. Годунов через знакомую стюардессу передавал деньги, которые мы затем пересылали его маме в Латвию.
- Ходили слухи, что вы тоже хотели уехать из СССР.
- Предложения по работе были, но жить за рубежом я не захотела. Может, это звучит не модно и пафосно, но я действительно патриот своей страны.
После отъезда Александра на «Мосфильме» было негласное распоряжение не утверждать на главные роли балетных артистов. Драматическому артисту намного сложнее остаться за рубежом, чем балетному. Наш язык - танец. До Годунова за границей остались Михаил Барышников, Наталья Макарова, Рудольф Нуреев. Они смогли перестроиться на западный лад, а Годунов нет. С его характером категорически нельзя было оставаться. Саша там просто погиб, потому что всем уступал. В жестоком мире  это дорога в никуда. Он был одиноким романтическим принцем, необычайно ранимым, скромным, застенчивым и молчаливым.






Николай ЕРЕМЕНКО и Наталья ТРУБНИКОВА в фильме «31 июня»

Николай ЕРЕМЕНКО и Наталья ТРУБНИКОВА в фильме «31 июня»

В США Годунов устроился в труппу Барышникова, но вскоре его исключили. Артисты кордебалета начали кричать, что он слишком много получает по сравнению с ними. Александр уехал в Лос-Анджелес, снялся там в нескольких фильмах, в том числе в «Крепком орешке», женился на знаменитой актрисе Жаклин Биссе. Но когда они начали разводиться, Жаклин написала о Саше книгу «Жизнь с русским медведем», где дала ему нелицеприятную характеристику. Дескать, такой-сякой, пил по-черному...
В 45 лет Александр умер при странных обстоятельствах. У него появилась некая секретарша. Они жили вместе, потом она куда-то уехала. В день ее отъезда Годунов умер в своем любимом кресле. Так и просидел неделю, пока ее не было. Потом выяснилось, что вся его собственность переведена на секретаршу. Это настораживает, ведь на здоровье Саша не жаловался...


Дунаевский назначил жену на роль Мэри Поппинс


- Слышала, что вы после «31 июня» хотели сняться у Квинихидзе в мюзикле «Мэри Поппинс, до свидания».
- Выдумки. Музыку для картины должен был писать Зацепин. Но после его отъезда во Францию Квинихидзе пригласил Максима Дунаевского. А тот порекомендовал на главную роль свою жену Наталью Андрейченко. Поэтому никому больше предложений не последовало.
Но я снялась у Квинихидзе еще в фильме «Шляпа». На съемки мы отправились в Сочи. Моего мужа сыграл Игорь Кваша. Невероятно сдержанный человек. Он общался только с хорошо знакомыми людьми, все время держал дистанцию. В отличие от Олега Янковского, с которым мы с мужем и ужинали, и на пляж ходили. Олег был необычайно открытым, компанейским человеком. Невероятно, но он ничего не ел во время съемочного дня. Только кофе пил. Так настраивался на роль.








Двум королям - ЗЕЛЬДИНУ и ЛЕОНОВУ (справа) приходилось делить одну корону

Двум королям - ЗЕЛЬДИНУ и ЛЕОНОВУ (справа) приходилось делить одну корону


- Ну что за группа дрессированных идиотов! - говорил Янковский, когда что-то не получалось.
Он панически боялся сцены на море - ему предстояло плавать на матрасе.
- Я держусь на воде десять минут, - восклицал Олег, - а потом - все! Топором на дно. Если что, как меня будут спасать?
К счастью, все обошлось.
- Натали, вы счастливы в браке с основателем «Русской академии моделей» Анатолием Кулаковым...
- Мы с ним работали в одном театре, поженились еще до «31 июня». У него уже был опыт съемок в кино. В детстве он сыграл Шурика Тычинкина, главную роль в картине «Сомбреро». Мы всегда поддерживаем друг друга несмотря на то, что у нас «итальянская» семья: оба невероятно эмоциональны, все время спорим. Анатолий - Огонь по гороскопу, а я - Вода. У нас диаметрально противоположные характеры. Но, видимо, очень хорошо дополняем друг друга. Поэтому всегда вместе.







Наталия ТРУБНИКОВА

Наталия ТРУБНИКОВА


Кстати
* Перед съемками «31 июня» Леонид Квинихидзе устраивал для актеров на «Мосфильме» закрытые показы популярных мировых мюзиклов.
* Средневековый замок был выстроен на «Мосфильме» художником-постановщиком Георгием Колгановым. Актеры заходили в обычный с виду павильон, а попадали в замок XII века с переходами, залами и даже древней паутиной.







Наталия ТРУБНИКОВА

Наталия ТРУБНИКОВА





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


«Буквально вынимал из-под приезжих»: на мебели Зельдина спали гастарбайтеры
Застал Николая Второго, Ленина и Маяковского: удивительная жизнь Владимира Зельдина