Космонавты рассказали о грубых ляпах в фильме о станции «Салют-7»
Прокат фильма «Салют-7. История одного подвига», трейлеры которого крутят сейчас по телевизору, стартует 12 октября. В основе сюжета - подлинная история: 8 июня 1985 года космонавты Владимир ДЖАНИБЕКОВ и Виктор САВИНЫХ совершили невероятное: состыковались в ручном режиме с вышедшей из-под управления орбитальной станцией.
Станция «Салют-7» находилась в режиме автоматического полета, то есть летала без космонавтов, с октября 1984 года. В феврале 1985-го она перестала выходить на связь. Пока в ЦУПе ломали голову, что с ней делать, американский шаттл «Челленджер», стоящий на старте на мысе Канаверал, получил задание доставить станцию на Землю. Сегодня эта идея выглядит бредом, но тогда обсуждалась на полном серьезе. «Челленджер», совершив разведывательный полет к «Салюту», вселил в американцев уверенность: взять русскую станцию на абордаж реально. В состав экипажа был включен француз Патрик Бодри. Его дублер Жан-Лу Кретьен летал на «Салют-7» в 1982-м - Бодри тогда был его дублером. Оба знали станцию досконально.
Но ни отдавать «Салют», ни бросать его на орбите не входило в планы советского руководства. Было принято решение отправить к станции пилотируемый корабль. На подготовку космонавтов отвели всего три месяца. Опытный Владимир Джанибеков был назначен командиром, в напарники себе он взял бортинженера Виктора Савиных. Оба приступили к тренировкам.
Космонавты моделировали нештатные ситуации, осваивали приборы, отрабатывали переход с корабля на станцию в бассейне и на тренажерах. Но что ждет их на орбите, было неизвестно.
Стартовали 6 июня 1985 года на корабле «Союз Т-13». Обнаружили в безвоздушном пространстве «Салют-7», виртуозно состыковались, проникли внутрь. Наладили работу солнечных батарей, запустили все системы. Станция была спасена.
Это если в двух словах. На деле воспоминаний хватило на целую книгу - «Записки с мертвой станции» Виктора Савиных и сегодня читаются как увлекательный триллер.
Джанибеков же рассказывает о произошедшем со сдержанной невозмутимостью. Мы встретились в Музее космонавтики, когда фильм, отсылающий к событиям 1985 года, был еще в работе.
- Страшно было, Владимир Александрович?
- Никто не говорил о смертельной опасности - у нас был запас возможностей вернуться на Землю. Хотя всякое могло произойти. Алексей Архипович Леонов как-то сказал: ребята сделали невозможное. Для нас это была самая высокая оценка.
Было любопытно разобраться, что же произошло на станции. Для меня тот полет был пятым. В третьем полете, на «Союзе Т-6», из-за сбоя автоматики уже приходилось переходить на ручное управление при стыковке. В этот раз тоже не хотелось осрамиться.
Конечно, объем работы на станции был большой. Там только кабелей три с половиной тонны. Все было заморожено, покрыто слоем конденсата, а когда стало оттаивать, оказалось под слоем влаги. Мы, как уборщицы, с тряпками по всей станции носились. Но их не хватало. Запасы белья, которые хранились на «Салюте», скафандры - все пустили в ход. Даже тренировочный костюм Светланы Савицкой оприходовали.
Ремонтировали, убирали, чинили - ничего сверхъестественного. Проблемы были с циркуляцией воздуха. Скопившийся углекислый газ не давал долго работать. Приходилось прерываться, делать искусственную вентиляцию - для этого просто размахивали вокруг себя чем-нибудь.
- Перед вами ставили задачу: во что бы то ни стало восстановить станцию?
- В ЦУПе были сомнения, что с ней делать. Думали, если не получится с ремонтом, столкнем «Салют» с орбиты. Мы своим кораблем могли бы это сделать. Через два-три дня по расчетной траектории станция ушла бы в Индийский или Тихий океан. Это был бы управляемый процесс.
- Когда стало ясно, что «Салют» можно спасти?
- Когда поняли, что он герметичен и там есть воздух, а значит, можно обитать. Мы провели инвентаризацию запаса продуктов - на пару месяцев хватило бы. Хоть нам и сказали все выбросить, мы решили, что в холоде продукты не испортились, поэтому ничего, кроме туб с творогом, выбрасывать не стали.
На станции, когда мы открыли люк, было минус семь - пуховые шапки, которыми перед полетом нас снабдила жена Виктора, очень пригодились. Когда распахнули иллюминаторы, стало теплее. Помучились, налаживая работу регенератора воздуха. На станции было уже плюс десять, а нужно было 15, чтобы запустилась реакция. По очереди грели телами химические патроны, засовывали в спальный мешок, дули на них. В голове уже круги - а ты дуешь, дуешь. Вспомнилось тогда, как в 1984-м после выхода в открытый космос Светланы Савицкой отогревали ей ноги чайными пакетами.
- Были ситуации, о которых вы не докладывали в ЦУП?
- Мы не говорили о причинах периодического падения напряжения батарей. Чтобы греть тубы с питанием, мы использовали фотолампу. В кофр набивали банки, пакеты с чаем или кофе, втыкали лампу - вентиляторы сразу садились, лампочки тускнели. Не надолго - на 5 минут. Земля фиксировала эти всплески, но ни разу не поинтересовалась: ребята, как вы там вопрос с подогревом питания-то решаете.
- А что вы думаете об идее американцев похитить станцию?
- Меня это мало интересовало. Из этой истории сначала сделали детектив «Битва за «Салют» (телефильм 2011 года. - Н. П.). Теперь вот блокбастер сняли. Но это кино не про нас. Слишком много неуемной фантастики и куча технических ляпов.
- Ваш труд достойно был вознагражден?
- По советским временам вполне. «Волгу» подарили, 10 тысяч рублей и звание генерала авиации дали.
- Пенсия у вас достойная? Примерно 60 тысяч получаете?
- Гораздо больше. Но в период перестройки были моменты, когда на бензин не хватало. Космонавты-ветераны пожаловались - и в Звездный городок прислали комиссию. Пенсию откорректировали и выплатили долги за прошлые годы.
Справка
- Владимир Александрович ДЖАНИБЕКОВ родился 13 мая 1942 г. в пос. Искандер Казахской ССР. Совершил пять космических полетов, причем все - в качестве командира корабля, поставив мировой рекорд. Профессор-консультант кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского госуниверситета. Генерал-майор авиации. Член Союза художников СССР.
- Виктор Петрович САВИНЫХ родился 7 марта 1940 г. в дер. Березкины Кировской области. Трижды побывал в космосе. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Президент Московского государственного университета геодезии и картографии. Главный редактор журнала «Российский космос».
Побережнее к космонавтике
Виктор Петрович Савиных, которому я дозвонилась, чтобы поздравить с премьерой фильма «Салют-7. История одного подвига», тоже от него не в восторге:
- Во время съемок мы с руководителем Центра управления полетами высказали массу замечаний. Хотели, чтобы к космонавтике побережнее относились - чтобы не было такого, что кувалдой стенку разбивают. Сценарий, как я понимаю, создан по книге «Записки с мертвой станции». Я не говорю, что надо делать так, как я написал, может быть, для фильма допустимо что-то и приукрасить. Но не так грубо и неправдоподобно.
Жизнь после смерти
- Спасенная станция «Салют-7» проработала на орбите еще шесть лет. К ней летали 11 пилотируемых кораблей «Союз Т», 12 грузовых кораблей «Прогресс» и три грузовых корабля серии «Космос». Из станции было осуществлено 13 выходов в открытый космос. Потом ее забросили на очень большую высоту для проверки различных систем.
- 7 февраля 1991 г. «Салют-7» был затоплен. Планировалось вывести на орбиту станцию «Салют-8», но ее переименовали в «Мир». Виктор Савиных работал на нем в 1988 году. А Владимир Джанибеков после экспедиции на «Салют-7» в космос больше не летал.
Звездная болезнь
19 сентября 1985 г. на возрожденный «Салют-7» прибыл очередной экипаж. Но он был вынужден втрое сократить программу исследований. Причина - обострение простатита у командира Владимира Васютина. Космонавта пытались лечить на борту с помощью препаратов, а когда о проблеме доложили на Землю, на сеанс связи пригласили экстрасенса. Все оказалось бесполезно. 21 ноября 1985 г. космонавты вернулись на Землю. Из-за этого не состоялась экспедиция «Союза Т-15C» с первым в мире полностью женским экипажем, в который входили Светлана Савицкая, Екатерина Иванова и Елена Доброквашина.
Теперь в план медицинского обследования космонавтов входит обязательный анализ секрета предстательной железы - «проба Васютина».
Ссылка по теме:
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов