4 апреля выдающемуся режиссеру Андрею Тарковскому исполнилось бы 90 лет. Он ушел из жизни во Франции в 54 года.
Пожалуй, нет на Земле ни одного образованного человека, который бы не знал режиссера Андрея Тарковского. Его фильмы изучают во всех киноинститутах и академиях мира. Но для друзей, коллег, единомышленников и оппонентов Тарковского, которых немало, он — человек со своими слабостями и недостатками. О некоторых неизвестных сторонах личности Тарковского — воспоминания очевидцев.
Актер, режиссер Сергей Никоненко:
— С Андреем Тарковским мы учились на параллельных курсах — он у Ромма, я — у Герасимова. Почему-то запомнил Тарковского как этакого пижона или стилягу, который говорил только о модных вещах, и прямо во ВГИКе продавал джинсы самопального производства. Сам купил у него джинсы — на заклепках. Точно знаю, что первые два курса Тарковской больше был занят фарцовкой, чем учебой.
Потом он полюбил кино больше, чем модные вещи, и стал тем, кем стал.
Одноклассник Андрея Тарковского писатель, культуролог Юрий Безелянский:
— С Андреем мы сидели за одной партой в школе №554 в Замоскворечье. Признаюсь, что даже предположить не мог, что мой сосед станет великим режиссером. Мы с ним не отличались ни примерным поведением, ни стремлением к знаниям. Болтали, бегали, фантазировали, и вели себя как шалопаи. Я был у Тарковского дома перед его отъездом в Италию, мы беседовали больше пяти часов, и все это время вспоминали детство. Мне показалось, что он так и остался мальчишкой-идеалистом.
Актер, режиссер Николай Бурляев:
— Я знал Андрея Тарковского в разные годы его жизни, вплоть до отъезда в Италию. Он был разным человеком, очень сложным и неоднозначным. Перед отъездом в Италию мы говорили с ним весь день. В нем появилась озлобленность, которую раньше я не замечал. Он плохо говорил о некоторых режиссерах, актерах, и это резало слух. На мой вопрос: «Андрей, зачем ты так?», от промолчал. Конечно, Тарковский — гений, и я счастлив, что снимался в его фильмах. Но был ли он счастлив? Вряд ли.
Режиссер Андрей Кончаловский:
— В молодые годы Андрей Тарковский был снобом. Мы с ним постоянно спорили и при этом дружили.
Переводчица Лейла Александер Гаррет:
— С Андреем Тарковским я работала на картине «Жертвоприношение». Об этом написала книгу. Если бы Андрей Тарковский не стал режиссером, он бы мог стать великим дизайнером, кутюрье. Не знаю другого человека с таким отменным вкусом, как у Тарковского. Он любил моду, красивую одежду и умел носить вещи. Между прочим, на своих фильмах он предлагал варианты костюмов для героев.
Источник фото: ИТАР-ТАСС/Mary Evans Picture Library