Репрессии, изгнание и роль Шефа в «Бриллиантовой руке»: что пришлось пережить Николаю Романову на пути к славе

Советское кино отличалось тем, что в нем даже актеры второго и третьего плана играли большую роль. «Короли эпизодов» Николай Парфенов, Фаина Раневская, Борис Новиков и другие артисты настолько правдоподобно играли, что иной раз если не затмевали главных актеров ленты, то становились с ними в один ряд. К таким актерам можно смело причислить и Николая Романова, который больше всего запомнился зрителям по роли Шефа в культовой «Бриллиантовой руке».

Вообще, судьба Николая Романова была интересной и в то же время тяжелой. Родился он 16 февраля 1908 года. Спустя всего пять лет не стало его отца, и забота о Николае легла на мать, которая работала кассиром. Примечательно, что происхождение артиста до сих пор неясно. По одной информации, он имел дворянские корни, а по другой — крестьянские.

Как бы то ни было, а приходилось Романовым нелегко. На юные годы Николая пришлись Первая мировая война и две революции. В 1925-м будущая звезда окончила семилетку и поступила в киношколу. После выпуска Романова взяли в штат киностудии «Межрабпомфильм», и он сразу же приступил к работе. Первые свои роли Николай сыграл в немых фильмах, а потом появился в первом в СССР звуковом кино «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. Можно только предполагать, какую блестящую карьеру мог бы построить Романов, если бы не трагическая случайность.

В 1932 году Николая Яковлевича арестовали по анонимному доносу. В чем конкретно обвиняли артиста, сейчас уже неизвестно, однако его приговорили к пяти годам тюремного заключения. Свой срок Романов отбывал в лагере при строительстве Беломорканала. И снова можно только гадать, сколько раз артист мог там погибнуть. Но вопреки всему Николай Яковлевич не только выжил, но еще и нашел возможность продолжать играть даже во время заключения. К слову, пока Романов выступал в лагерном театре, на широкие экраны вышел фильм с его участием «Дезертир».

Николай Романов долгое время играл роли второго и третьего плана

В 1935 году Николая Яковлевича досрочно освободили, однако отсидевшему артисту было запрещено проживать в крупных городах. Так началось многолетнее странствие артиста по провинции. На каждом новом месте Романов находил театр, в котором выходил на сцену. Конечно, это не шло ни в какое сравнение с работой на киностудии, но артист по понятным причинам не жаловался. В Куйбышеве Николай Яковлевич познакомился с актрисой Ольгой Петровой, которую в итоге взял в жены. Уже вместе они переехали в Тулу, затем в Воронежскую область. А перед самой войной судьба вновь занесла актерскую чету в Куйбышев. Долгое время Романова и Петрову мотало между городами, пока в 1950 году они не осели в Кимрах, где устроились в местном театре.

Целых семь лет Николай Яковлевич и его жена служили в драматическом театре в качестве ведущих актеров. В 1958 году удача наконец-то улыбнулась Романову. Благодаря тому, что старые запреты и ограничения уже не действовали, он смог вернуться в Москву. Разумеется, верная супруга отправилась вместе с ним. Правда, долгожданный переезд в столицу случился только в 1961-м — артисты долго собирали необходимые документы. Зато Романов сразу же устроился на свое прежнее место, которое на тот момент уже именовалось как киностудия имени Горького.

К сожалению, 30-летняя пауза не могла не сказаться на карьере Николая Яковлевича. Ему предлагала роли, но все мелкие. Впрочем, как и раньше, артист не капризничал. Он охотно снимался в лентах таких известных кинодеятелей, как Татьяна Лиознова, Александр Роу, Иван Пырьев, Эльдар Рязанов. Но, конечно, особняком в фильмографии артиста стоит картина «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая.

Гайдай, надо сказать, создал шедевр, в котором в эпизодах смогли сделать себе имя сразу несколько артистов. Речь идет о непрофессиональной актрисе Виктории Островской, которая сыграла в фильме представительницу древнейшей профессии в Стамбуле, и о Светлане Светличной с ее фразой «Не виноватая я, он сам пришел!», впоследствии ставшей крылатой. Что касается Николая Романова, то до самых последних эпизодов зрителю невдомек, что именно он играет таинственного Шефа. До определенного момента в кадрах появляется лишь рука с перстнем, которая то открывает, то закрывает дверь в штаб-квартиру преступной шайки.

В «Бриллиантовой руке» Николай Романов до последнего не появляется в кадре целиком

На роль главного злодея «Бриллиантовой руки» Гайдай рассматривал несколько кандидатов. Этот образ мог воплотить еще один «король эпизода» Павел Шпрингфельд или Борис Рунге, известный по роли пана Профессора в «Кабачке «13 стульев». Однако общим решением на худсовете сыграть Шефа доверили Романову. И Николай Яковлевич блестяще справился с поставленной задачей, представив зрителям эдакого обаятельного злодея.

В СССР был отлажен механизм ввоза золота с помощью иностранных студентов

«Бриллиантовая рука» прославила Романова на весь СССР, однако на момент выхода фильма ему уже было 60 лет. Причем добрую половину из них артист провел в таких условиях, что это не могло не сказаться на его состоянии. Спустя всего три года после оглушительного успеха детища Гайдая Романов уволился с киностудии. Совсем из профессии Николай Яковлевич не стал уходить, однако по большей части они с женой стали жить как самые обычные пенсионеры. Радость супругов составлял их сын, который появился на свет в 1939 году. Алексей Николаевич пошел по стопам родителей и получил актерское образование. Младший Романов сначала работал в провинциальных театрах, а после устроился артистом миманса Большого театра.

Последние годы жизни Николая Романова выдались непростыми. У него развилась болезнь Альцгеймера, которая, к сожалению, не лечится. Осенью 1991 года актера госпитализировали с воспалением легких. 10 сентября Николай Яковлевич скончался в больнице. Похоронили артиста на Миусском кладбище в Москве.