Советское кино отличалось тем, что в нем даже актеры второго и третьего плана играли большую роль. «Короли эпизодов» Николай Парфенов, Фаина Раневская, Борис Новиков и другие артисты настолько правдоподобно играли, что иной раз если не затмевали главных актеров ленты, то становились с ними в один ряд. К таким актерам можно смело причислить и Николая Романова, который больше всего запомнился зрителям по роли Шефа в культовой «Бриллиантовой руке».
Вообще, судьба Николая Романова была интересной и в то же время тяжелой. Родился он 16 февраля 1908 года. Спустя всего пять лет не стало его отца, и забота о Николае легла на мать, которая работала кассиром. Примечательно, что происхождение артиста до сих пор неясно. По одной информации, он имел дворянские корни, а по другой — крестьянские.
Как бы то ни было, а приходилось Романовым нелегко. На юные годы Николая пришлись Первая мировая война и две революции. В 1925-м будущая звезда окончила семилетку и поступила в киношколу. После выпуска Романова взяли в штат киностудии «Межрабпомфильм», и он сразу же приступил к работе. Первые свои роли Николай сыграл в немых фильмах, а потом появился в первом в СССР звуковом кино «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. Можно только предполагать, какую блестящую карьеру мог бы построить Романов, если бы не трагическая случайность.
В 1932 году Николая Яковлевича арестовали по анонимному доносу. В чем конкретно обвиняли артиста, сейчас уже неизвестно, однако его приговорили к пяти годам тюремного заключения. Свой срок Романов отбывал в лагере при строительстве Беломорканала. И снова можно только гадать, сколько раз артист мог там погибнуть. Но вопреки всему Николай Яковлевич не только выжил, но еще и нашел возможность продолжать играть даже во время заключения. К слову, пока Романов выступал в лагерном театре, на широкие экраны вышел фильм с его участием «Дезертир».
В 1935 году Николая Яковлевича досрочно освободили, однако отсидевшему артисту было запрещено проживать в крупных городах. Так началось многолетнее странствие артиста по провинции. На каждом новом месте Романов находил театр, в котором выходил на сцену. Конечно, это не шло ни в какое сравнение с работой на киностудии, но артист по понятным причинам не жаловался. В Куйбышеве Николай Яковлевич познакомился с актрисой Ольгой Петровой, которую в итоге взял в жены. Уже вместе они переехали в Тулу, затем в Воронежскую область. А перед самой войной судьба вновь занесла актерскую чету в Куйбышев. Долгое время Романова и Петрову мотало между городами, пока в 1950 году они не осели в Кимрах, где устроились в местном театре.
Целых семь лет Николай Яковлевич и его жена служили в драматическом театре в качестве ведущих актеров. В 1958 году удача наконец-то улыбнулась Романову. Благодаря тому, что старые запреты и ограничения уже не действовали, он смог вернуться в Москву. Разумеется, верная супруга отправилась вместе с ним. Правда, долгожданный переезд в столицу случился только в 1961-м — артисты долго собирали необходимые документы. Зато Романов сразу же устроился на свое прежнее место, которое на тот момент уже именовалось как киностудия имени Горького.
К сожалению, 30-летняя пауза не могла не сказаться на карьере Николая Яковлевича. Ему предлагала роли, но все мелкие. Впрочем, как и раньше, артист не капризничал. Он охотно снимался в лентах таких известных кинодеятелей, как Татьяна Лиознова, Александр Роу, Иван Пырьев, Эльдар Рязанов. Но, конечно, особняком в фильмографии артиста стоит картина «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая.
Гайдай, надо сказать, создал шедевр, в котором в эпизодах смогли сделать себе имя сразу несколько артистов. Речь идет о непрофессиональной актрисе Виктории Островской, которая сыграла в фильме представительницу древнейшей профессии в Стамбуле, и о Светлане Светличной с ее фразой «Не виноватая я, он сам пришел!», впоследствии ставшей крылатой. Что касается Николая Романова, то до самых последних эпизодов зрителю невдомек, что именно он играет таинственного Шефа. До определенного момента в кадрах появляется лишь рука с перстнем, которая то открывает, то закрывает дверь в штаб-квартиру преступной шайки.
На роль главного злодея «Бриллиантовой руки» Гайдай рассматривал несколько кандидатов. Этот образ мог воплотить еще один «король эпизода» Павел Шпрингфельд или Борис Рунге, известный по роли пана Профессора в «Кабачке «13 стульев». Однако общим решением на худсовете сыграть Шефа доверили Романову. И Николай Яковлевич блестяще справился с поставленной задачей, представив зрителям эдакого обаятельного злодея.
«Бриллиантовая рука» прославила Романова на весь СССР, однако на момент выхода фильма ему уже было 60 лет. Причем добрую половину из них артист провел в таких условиях, что это не могло не сказаться на его состоянии. Спустя всего три года после оглушительного успеха детища Гайдая Романов уволился с киностудии. Совсем из профессии Николай Яковлевич не стал уходить, однако по большей части они с женой стали жить как самые обычные пенсионеры. Радость супругов составлял их сын, который появился на свет в 1939 году. Алексей Николаевич пошел по стопам родителей и получил актерское образование. Младший Романов сначала работал в провинциальных театрах, а после устроился артистом миманса Большого театра.
Последние годы жизни Николая Романова выдались непростыми. У него развилась болезнь Альцгеймера, которая, к сожалению, не лечится. Осенью 1991 года актера госпитализировали с воспалением легких. 10 сентября Николай Яковлевич скончался в больнице. Похоронили артиста на Миусском кладбище в Москве.