Имбрагимбеков о Михалкове: Мы не враги, но уже и не соавторы
Имбрагимбеков – основатель кинофорума, направленного на сближение художников всего мира. Перед церемонией он дал интервью «ЭГ». Возможно, это последнее интервью драматурга. В последние годы он больше жил в родном Азербайджане.
- Каким видится будущее российского кино?
- Думаю, что авторское кино останется, но оно для пяти процентов зрителей. Спасение кинематографа заключается в интернете. Нужно строить кинотеатры, чтобы показывать фильмы онлайн. У любителей кино появится возможность смотреть то, что они хотят, - выбор будет огромный и международный. Такая система кинопроката работает во Франции. Там множество небольших кинозалов, где показывают фильмы по интересам.
- Рустам Мамедович, какие у вас взаимоотношения с Никитой Михалковым? Вместе вы создавали шедевры, один из которых - «Утомленные солнцем»?
- Никита Михалков первую картину – диплом «Спокойный день в конце войны» снял по моему сценарию. Дальше – долгая пауза. В конце 80-х мы снова встретились и сняли три картины. В бытовом плане мы с Михалковым дружим. У нас диаметрально противоположные взгляды на главные вопросы бытия. Мы – не враги, но уже и не соавторы. Что-то вроде «и не друг и не враг»…
- Если дружите семьями, почему не можете снимать кино? Неужели идеология выше искусства?
- У нас с Михалковым в последнее время происходит несовпадение по юмору, а для режиссера и сценариста это очень серьезное разногласие. Также я был «против» продолжения фильма «Утомленные солнцем». Прямо сказал Никите Сергеевичу, что «все наши главные герои погибли, и нет смысла возвращать их к жизни и продолжать историю». На что Михалков заметил, что «Утомленные солнцем» - бренд, и он должен развиваться». Но я высказал мнение, что «Утомленные солнцем» - бренд, только не народный, как «Белое солнце пустыни» или «Джентльмены удачи», и еще поэтому надо оставить его таким, каким он есть, без всяких новых фантазий.
- Почему «Утомленные солнцем» - не народное кино?
- Отчасти потому, что его режиссер – элита.
- Кто из братьев вам ближе сейчас – Михалков или Кончаловский?
- Если сравнивать двух братьев Михалковых, лично мне, конечно, ближе младший. Очень люблю его картины «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино». А фильмы Кончаловского более холодные, логичные, разумные. Но Андрей Сергеевич – в вечном поиске, и это достойно восхищения. У него много творческой энергии. Он хочет повторить путь Бергмана.
- Удалось ли кинематографистам из бывших республик сохранить свое лицо.
- Современный грузинский кинематограф совсем не тот, что был раньше. Если в советское время грузинское кино отличалось замечательным, иногда грустным юмором, то сейчас это кино – больше трагическое, реалистическое и очень горькое, местами жесткое. Про грузинский кинематограф можно сказать, что он возродился с другим содержанием.
- Над чем вы сегодня работаете?
- Написал несколько пьес и роман. В 2019 году в театре Еt Cетера поставил свою пьесу «Утро туманное». Раньше мои пьесы ставили в театре «Модерн». Но считаю, что в связи с приходом нового художественного руководителя Юрия Грымова, театра «Модерн» больше нет. Печальная история. Пишу для себя. На днях выпустил вторую часть автобиографического романа. Написал несколько сценариев, один из них - о жизни Владимира Высоцкого.
- Были знакомы с Владимиром Высоцким?
- Не могу сказать, что мы были друзьями, но хорошо знали друг друга. Владимир Высоцкий, прежде всего, был великим поэтом.
- Почему вы не приняли Юрия Грымова в качестве худрука театра «Модернъ»?
- Потому что театр создала Светлана Врагова для определенной аудитории. Она вложила всю свою душу, талант в это творение. Собрала команду – прекрасную команду. С ней поступили некрасиво и нечестно.