В нынешнем году исполняется 40 лет одной из значительных работ Мережко - фильму Никиты Михалкова «Родня», снятого по сценарию Виктора Ивановича. Старую как мир историю взаимоотношений взрослой дочки и матери, тещи и зятя, бабушки и внука, исполнил потрясающий актерский ансамбль
Героиню Нонны Мордюковой Виктор Иванович списал с тещи-ростовчанки. Она носила химическую завивку, громко разговаривала, резала правду-матку и, если что не так, могла зарядить в лоб. Евдокия Трофимовна регулярно приезжала в Москву навестить дочь. Зная, что где-то неподалеку находится квартира ее первого мужа, которого она безумно любила, женщина ходила по району в надежде его встретить. Но не случилось. В отличие от сценария «Родни». Хотя и там ничем хорошим это не кончилось…
С единственной женой Тамарой Мережко прожил 30 лет. Она умерла от рака в 1997-м. С тех пор вдовец стойко держал обещание, данное их сыну и дочери, что больше не женится. Хотя у него и случилось множество увлечений.
Виктор Иванович, оставшийся невероятно бодрым и энергичным даже в возрасте 80+, каждый день делал гимнастику, отжимался и тягал гантели. Пять лет назад перенес инсульт, но быстро восстановился. А в минувшем декабре стал задыхаться, подцепив коронавирус.
Он презирал маски, а коварную болезнь называл «выдумкой врагов России». Занялся самолечением. Когда слег, сын почти силой увез мэтра в больницу. КТ показала поражение легких более 90%. Подлечившись, начал ходить, шутил, до тех пор, пока не отнялась нога. После срочной операции угас за неделю.
Михалков, как и практически все остальные коллеги из киноцеха, на прощание с Мережко не пришли. С Никитой Сергеевичем драматург разругался много лет назад из-за кинопремии «Ника», созданной им с Юлием Гусманом в противовес «Золотому орлу» Михалкова.
Похоронили Мережко рядом с женой, на участке № 2 Троекуровского кладбища в Москве.