Ухаживал за парализованной женой, после ее смерти потерял память, доживал в нищете и одиночестве: трагедия мастера эпизода Николая Парфенова
Николай Иванович не был бесшабашным человеком и кое-что скопил к старости, но остался на бобах: в 1990-е его сбережения сгорели. В последние годы Парфенов страдал из-за проблем с памятью и от одиночества.
Будущий артист родился в селе во Владимирской губернии 26 июля 1912 года. Его мама занималась домашним хозяйством и растила шестерых детей, отец был помощником капитана парохода, который ходил по Волге, а потом директором льномяльного завода, но рано умер.
Николай и его брат Борис целыми днями трудились в поле и добились того, чтобы родные не бедствовали. Однако во время коллективизации Парфеновых раскулачили. Мать отправили на торфоразработки, а детям пришлось заботиться о себе самим. Николай и Борис устроились в Москве арматурщиками на завод «Серп и молот», три их сестры поступили в МГУ и нашли себе работу, одна удачно вышла замуж.
Несмотря на тяжелую жизнь, Николай всегда мечтал стать актером и, как только позволили обстоятельства, поступил в студию при Театре им. Моссовета. В этом театре он потом прослужил более 50 лет.
В 1945-м Парфенов дебютировал в кино, а в 1950-е без артиста уже редко обходился фильм на бытовую или производственную тематику. Николай Иванович в общей сложности снялся более чем в 130 картинах, появлялся на экране до 80 лет. Большинство зрителей помнит актера по работам в «Афоне» и «Чародеях», лентах «Семь стариков и одна девушка», «По семейным обстоятельствам».
Надо сказать, что в реальной жизни артист в корне отличался от своих экранных героев, обычно косноязычных и без чувства юмора. Парфенов прекрасно разбирался в поэзии, здорово играл в шахматы и ценил хорошую шутку. Кстати, он не курил, отказывался лишний раз пропустить рюмочку и до седых волос отдавал должное спорту.
Артист очень любил и ценил свою семью, создать прочный брак ему удалось только со второй попытки. В первый раз Николай отправился в ЗАГС с коллегой Ольгой Васильевой, у супругов родилась дочь Ирина, но сберечь свою любовь они не сумели.
Разрыв Парфенов переживал тяжело, друзья познакомили его с разведенной женщиной, которая воспитывала сына и дочь от первого брака. Женившись на Ларисе Алексеевне, актер старался быть хорошим отцом ее детям, супруги прожили вместе почти полвека.
Николай Иванович был рядом и тогда, когда жену разбил инсульт, она оказалась почти полностью обездвижена. Чтобы ухаживать за супругой, Парфенов ушел из театра. После ее смерти жил одиноко, его не забывала только сестра Антонина, да дочь Ирина навещала время от времени. Деньги, отложенные на черный день, обесценились.
В квартире из мебели остался только старый диван, остальное испарилось в неизвестном направлении. Говорили, что все вывезли родственники покойной супруги. С ними у пожилого артиста не ладились отношения, он чувствовал себя помехой. К тому же начались проблемы с памятью – бывало так, что Парфенов выходил из дома и не мог сообразить, как же вернуться обратно.
Хорошим решением проблемы мог бы стать переезд в социальное учреждение для ветеранов сцены. Для этого требовалось отказаться от квартиры в пользу государства. Тут-то и узнал Николай Иванович горькую правду – втайне от него жена оформила документы так, чтобы наследницей жилплощади стала ее внучка. Отказываться от такого подарка в пользу старика та не захотела.
Николай Иванович Парфенов умер от кровоизлияния в мозг в Рождество 1999 года, артисту было 86. Попрощаться с актером бывшие коллеги не пришли, он похоронен на Химкинском кладбище Москвы.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов