Выросла в детдоме, была проклята и перенесла инсульт: непростой путь Нины Руслановой
Судьба Нины Руслановой с рождения складывалась непросто. Начать с того, что своих родителей актриса никогда не видела, так как ее подбросили в детский дом. Дату рождения — 5 декабря 1945 года — звезда потом выбрала сама, причем выбор ее был неслучайным: тогда в тот день вся страна отмечала День конституции. В детдоме по такому случаю всегда устраивали концерты, так что день рождения Русланова отмечала весело.
Однако вспоминать детские годы Нина Ивановна никогда не любила. Как это часто бывает в детских домах, ей время от времени доставалось от старших ребят. До своего совершеннолетия она успела сменить пять детдомов. После восьмилетки будущая звезда экранов поступила в ремесленное училище, получив в итоге диплом маляра-штукатура. По специальности Русланова отработала год, а потом решила отправиться в Харьков и поступить в театральный институт, о котором она мечтала не один год. Талантливую девушку приняли с первой попытки.
Примечательно, что пережитый в раннем детстве и юности опыт Нина Ивановна впоследствии смогла использовать во время съемок в фильмах. К примеру, в одной из картин Киры Муратовой актриса появилась в роли девушки-штукатура. А в ленте Юрия Кары «Завтра была война» она сыграла железную революционерку, образ которой она переняла со своей воспитательницы.
«Это абсолютно точно образ моей воспитки, которая меня била. Вот она точно так же разговаривала», — вспоминала звезда.
Спустя два года после поступления в харьковский институт Русланова бросила учебу и перебралась в Москву, решив стать студентом столичного театрального института. Подающая надежды актриса с успехом прошла в Щукинское училище, в котором она в итоге училась с Борисом Галкиным, Анастасией Вертинской и другими будущими звездами отечественного кинематографа. После выпуска Русланова устроилась в театр имени Вахтангова.
Кинодебют Нины Ивановны состоялся в 1967 году. Благодаря своему актерскому таланту она могла примерять на себя самые разные роли. За время карьеры она снялась в таких лентах, как «Афоня», «Цыган», «Возвращение Будулая», «Кин-дза-дза!», «Небеса обетованные» и других картинах. Всего в фильмографии Руслановой их было 186. Последний проект с ее участием вышел на экраны в 2015 году, тога актриса сыграла Крячиху в сериале «Жила-была одна баба». Примечательно, что в отличие от многих коллег по цеху Нина Ивановна никогда не гнушалась маленьких ролей. Однажды она призналась, что отсутствие работы сильно на нее влияет, так что даже съемки в эпизодах ее вполне устраивали.
«Я очень нервничаю, когда нет работы. Ой, я так нервничаю. Может быть, из-за этого я соглашаюсь на всякие эпизоды, чтобы быть в работе. Потому что это очень мерзко, когда без работы. Ощущение такой ненужности, неприкаянности», — говорила артистка.
Личную жизнь Руслановой тоже не назовешь легкой. Своего первого мужа она встретила во время концерта в МГУ. Спустя год после знакомства Геннадий Рудаков сделал Нине Ивановне предложение. В 33-летнем возрасте Русланова стала мамой, родив дочь Олесю. Причем во время беременности актриса узнала о том, что у нее порок сердца. Врачи опасались за жизнь артистки и даже предупреждали ее об опасности родов. Однако Нина Ивановна и слушать никого не хотела.
С Рудаковым звезда прожила в браке семь лет. Семейная жизнь супругов не всегда была легкой. Им часто не хватало денег, да и Русланова не могла похвастаться покладистым характером. Из-за этого, в том числе, у нее так и не сложились отношения с первой свекровью. После развода Руслановой и Рудакову удалось сохранить хорошие отношения.
«Родителям нужно было пойти в разные стороны, но никто никуда далеко не ушел. Папа всегда в нашей жизни, он присутствует на всех праздниках, занимается с внуком», — рассказывала дочь артистки.
Вторым избранников Руслановой стал питерский оператор и режиссер Равкат Габитов. Официально оформлять отношения пара так и не стала, прекрасно прожив в гражданском браке больше 30 лет. Причем семейная жизнь влюбленных часто протекала на расстоянии. Пока Габитов был в Санкт-Петербурге, Русланова жила в Москве. Как потом шутила артистка, и в таком браке есть свои плюсы, ведь у них с супругом не оставалось времени на ссоры.
Со стороны может показаться, что, став звездой и обретя семейное счастье, в жизни Нины Ивановны все наладилось и переживать ей было больше не о чем. Однако в 80-х у актрисы случилось сильное потрясение, которое она так и не смогла забыть. В апреле 1978 года от удара ножом в сердце скончался актер Станислав Жданько, гражданской женой которого была приятельница Руслановой и по совместительству ее коллегой по театру Вахтангова Валентина Малявина. В итоге именно ее признали виновной в убийстве Жданько. На одном из судебных заседаниях Русланова вместе с супругом свидетельствовала против приятельницы, что тоже повлияло на приговор судьи. Как потом утверждала Нина Ивановна, Малявина чуть ли не прокляла ее семью, пожелав им несчастья.
Дочь Руслановой в семейное проклятие никогда особо не верила, хотя в личной жизни и у нее были проблемы. А вот сама артистка была уверена в том, что разъяренная Малявина сумела каким-то образом повлиять на их судьбу. Как отмечала Олеся Рудакова, у ее звездной родительницы был самый настоящий «пунктик» на эту тему.
Десять лет назад у Руслановой начались серьезные проблемы со здоровьем, которые мешали ее работе. Сначала у нее случился сердечный приступ, через год врачам пришлось установить звезде митральный клапан на сердце, а еще спустя несколько лет артистку доставили в больницу с инсультом. И почти сразу Нина Ивановна перенесла еще и инфаркт. Долгое время артистке приходилось восстанавливать координацию движений и речь. Ухаживала за звездой ее наследница.
10 дней назад 75-летняя Нина Русланова попала в больницу с коронавирусом. Врачи до последнего боролись за ее жизнь, но актриса оказалась у них слишком поздно. Нина Ивановна до последнего отказывалась отправляться в больницу, а когда наконец-то сдалась, то вирус уже дошел до легких. Госпитализировали Русланову уже с пневмонией и мерцательной аритмией. Народная артистка России ушла из жизни, не дожив до своего 76-летия всего две недели.