Бедный, бедный МХАТ: Кехман объявил, что у театра нет денег на зарплаты актерам
Почему казна театра оказалась пустой? Этим вопросом, быть может, займется прокуратура. Правда, проверок было много, но... Едва ли не каждую неделю теперь уже бывший худрук Эдуард Бояков приводил в театр новых звезд – Алику Смехову, Ирину Линдт, Дмитрия Певцова, Андрея Мерзликина, Леонида Якубовича и Ольгу Бузову, и вряд ли на бескорыстных началах. На 27 ноября назначена новая премьера «Женщины Есенина» – с приглашенным режиссером и приглашенными звездами (включая Екатерину Волкову), которая тоже стоила и стоит денег, но ее судьбой распорядится Кехман.
Судя по заявлениям, пускаться в обреченные творческие эксперименты он не намерен. Если взят курс на возвращение создателя театра Татьяны Дорониной и ее спектаклей, то команда Боякова постаралась многое разрушить или изменить до неузнаваемости. Для восстановления, так сказать, «старого» понадобятся время и деньги. А еще – новая программа развития театра, которая убедит Министерство культуры России через короткое время выделить средства, которые только что были выделены и…
«Последний герой» – так пафосно называлась первая премьера МХАТа имени Горького при Эдуарде Боякове. Очень среднюю пьесу Ивана Крепостного (псевдоним одного режиссера-графомана) с нецензурной лексикой переписывали десятки, быть может, сотни раз для постановки. Переписывали специалисты за деньги. Эдуард Бояков не скрывал, что «пьеса даже не на твердую четверку», но почему-то остановил выбор на ней. Спектакль «Последний герой» – не просто тот самый первый блин комом, а огромный и дорогущий каравай, который оказался несъедобным, страшным и вскоре выброшенным на помойку (спектакль снят с репертуара еще при Эдуарде Боякове). Эдуард Бояков только за создание художественно-декорационной формы заплатил Тамаре Мурадовой 322 000 тысячи рублей из государственного бюджета. В спектакле было задействовано много артистов, и все они получали деньги за каждый выход на сцену, включая репетиции.
Периодически Эдуард Бояков ругался с режиссером Русланом Маликовым, с которым работал в театре «Практика», и ближе к финалу ставил уже сам. Артистов так мучили во время репетиций, что дело доходило до скорой помощи (исполнителю главной роли Старика – Ивану Криворучко – вызывали бригаду скорой помощи после одной репетиции). Изначально было понятно, что «Последний герой» – не для МХАТа, что он обречен на неудачу, но Эдуард Бояков с завидным упорством «лепил» эту премьеру. Правда, уже в самом начале своего правления он говорил о постановке романа Евгения Водолазкина «Лавр», которую все-таки сам осуществил, и, судя по реакции зрителей, успешно. Так почему бы сразу не браться за хороший материал, к которому лежит душа, а не тратить время и деньги на недоделанную и переделанную пьесу Ивана Крепостного?
Впрочем, деньги – государственные, не жалко. Не из своего кармана крутой театральный продюсер их взял, а из карманов не очень богатых налогоплательщиков – всех нас. На вторую премьеру, «Сцены из супружеской жизни» Андрея Кончаловского, денег было потрачено не меньше (один гонорар Андрея Кончаловского – 1 миллион рублей, и гонорар исполнительницы главной роли Юлии Высоцкой – 1 миллион рублей), но расходы окупились. На этот спектакль с Александром Домогаровым (потом он громко хлопнул дверью и со скандалом ушел) зрители шли. Сколько было потрачено средств на дилетантское восстановление и реставрацию шедевров МХАТа – «Синюю птицу» и «Три сестры», – пусть считают ревизоры…
Все три года правления Эдуарда Боякова Минкультуры выделяло государственные деньги, хотя результаты были, мягко говоря, нерадостные. Конечно, Москва не сразу строилась, и новый МХАТ – тоже, только Москва – это Москва, а МХАТ при Эдуарде Боякове – перехваченный пиратами корабль с запуганными артистами, плывущий в неизвестном направлении на государственные деньги, – только бы плыть. Неудивительно, что у пиратского корабля к 1 ноября 2021 года не осталось денег ни на что.
«Бедный, бедный Павел» – название исторической драмы Виталия Мельникова о правлении и убийстве в результате государственного переворота императора Павла Первого. Герой в исполнении Виктора Сухорукова при восшествии на престол громко говорит своим поданным: «Кончается женское правление. Начинается правление мужской, рыцарское». Примерное то же самое в начале своего пути говорил Эдуард Бояков, забирая всю полноту власти у Татьяны Дорониной. Что скажет новый худрук или будет ли он вообще в театре, да и будет ли сам МХАТ и куда подевались государственные средства – миллионы, что нечем платить зарплату артистам, – вопросы не ради любопытства.