Туберкулез, рак, аневризма аорты: как судьба испытывала Бэрримора — Александра Адабашьяна
26 октября 2021, 05:30
8885
поделиться с друзьями
поделиться с друзьями
Некоторым скажи «Александр Адабашьян», и они посмотрят на тебя непонимающе. Но стоит применить пароль — «Бэримор, сэр!» или «Овсянка, сэр!», как улыбка собеседника обеспечена.
Александру Артемовичу 76, он состоялся не только как актер — мастер эпизода, но и как режиссер, художник-постановщик, кинодраматург. А ведь многого могло и не быть — несколько раз Адабашьян балансировал на грани жизни и смерти.
Родился Александр 10 августа 1945 года в столичной семье, мама преподавала немецкий язык, а отец был инженером, работал начальником главка в министерстве монтажных и строительных работ. После десятилетки Адабашьян окончил Московское высшее художественно-промышленное училище, во время летней практики в 1970-м впервые поработал как декоратор — на съемках дипломной работы своего друга Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны».
Совместно творить будущим звездам отечественного кинематографа понравилось, и они продолжили сотрудничать. При производстве лент «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» Александр был уже художником-постановщиком, а в следующих картинах Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова» — выступил как сценарист. Режиссер привлекал Адабашьяна и к эпизодическим ролям.
— Зачем на крохотный эпизод находить артиста, когда здесь все свои, все под рукой. В «Родне», например, у нас вообще группа снялась чуть ли не полностью. Например, человек с усиками, который пьет кофе, — это замдиректора картины Тамара Кудрина, — делился Александр Артемович с изданием «Собеседник».
Ролей в кино Адабашьян сыграл более 60, эпизодических в основном, но разве забудешь, например, Берлиоза в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко? Не говоря уж о том самом Бэрриморе. Кстати, многие актеры сетуют, что их достали запомнившейся цитатой из фильма. Но Александр Артемович от «овсянки» не раздражается, даже наоборот — расстраивается, мол, практически не рассказывают анекдотов по теме.
Как режиссер он дебютировал в 1990 году, сняв во Франции фильм «Мадо, до востребования», который впоследствии получил приз на Каннском кинофестивале. В конце 1990-х ставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов» и «Хованщину» в «Ла Скала». Пробовал себя Адабашьян и в других сферах: занимался дизайном интерьеров, оформлял рестораны для Антона Табакова, когда тот занялся бизнесом.
Первые проблемы со здоровьем возникли у Александра в детсадовском возрасте — туберкулез, открытый процесс в левом легком. Ему повезло попасть в группу, на которой испытывали новый антибиотик, и через полгода наступило выздоровление. В конце 1970-го Адабашьян попал в онкоцентр на Каширке с заболеванием лимфатической системы, перенес операцию и химиотерапию. А потом случилась аневризма аорты — Александр Артемович потерял сознание дома. Жена Екатерина позвонила актеру Леониду Ярмольнику.
— У него замечательно работают мозги в критической ситуации! Он сразу примчался, отвез меня в Склиф, — рассказывал Адабашьян изданию «Аргументы и факты».
Екатерина Шадрина — вторая супруга Адабашьяна. В первый раз он был женат на сестре товарища, известного кинооператора Павла Лебешева, — Марине. Она, к сожалению, умерла от заражения крови.
Студентка-художница Катя сыграла эпизодическую роль в фильме «Свой среди чужих...»: она прыгает и радуется вместе с главными героями в той самой сцене, где катится под откос карета. Поженившись, Шадрина и Адабашьян какое-то время обращались друг к другу на «вы»
У супругов две дочери — Екатерина и Александра, семеро внуков. Пятерых из них родила Александра, она окончила греко-византийское отделение филфака МГУ, дает уроки греческого языка.
— Моя жена создала дом, атмосферу, где мне легко. Это часть меня, — так отзывается Адабашьян о своей супруге, с которой прожил уже не один десяток лет.