Народный артист Александр Ширвиндт является одним из самых известных артистов эпохи СССР, который успешно продолжил свою карьеру и после 90-х. Многие картины с участием артиста вошли в золотой фонд советского кинематографа, а сам он реализовал себя еще и как педагог.
Летом прославленному актеру исполнилось уже 87 лет. С 2000 года Ширвиндт руководил Театром сатиры и только на прошлой неделе уступил свой пост Сергею Газарову. Причем на отставке настаивал сам Александр Анатольевич. Вот только вряд ли ему светит покой, ведь теперь он работает в Театре сатиры в качестве… президента.
К новому назначению Ширвиндт отнесся вроде бы благосклонно, но с оговорками. Впрочем, это и неудивительно, если учитывать тот факт, что своего «освобождения» от Театра сатиры он добивался год, а вещи из кабинета вывез еще летом. И вот теперь новая должность с пока что неопределенными обязанностями.
«Во-первых, что значит «президент театра»? С тем же успехом я могу быть и президентом Сада «Аквариум», например, который рядом с нашим театром, или президентом подземного перехода — а это уже вообще очень хороший президент», — рассуждает народный артист в своей привычной ироничной манере.
Впрочем, Александр Анатольевич не из тех людей, что любят лукавить, а потому честно признается — просто хлопнуть дверью театра, в котором он прослужил 52 года, не может. И тот факт, что вся труппа единогласно поддержала его кандидатуру на должность президента Театра сатиры, тоже очень много значит для Ширвиндта. В конце концов, сама идея не нова: Татьяна Доронина во МХАТе занимает аналогичную должность. Так что теперь Александр Анатольевич пополнил этот список и ждет, чтобы руководство театра определило круг его обязанностей. Правда, и в этом вопросе у него есть свои условия.
«Сказать «до свидания» я тоже не имею права. Поэтому мы расстались вот на чем: пусть они сформулируют не мое желание, а сформулируют уставочно мои полномочия... И, если они скажут, что я должен быть буфером между всеми новациями и старомодностью, это мне совершенно не годится, потому что я это не потяну. А если будут прописаны и просчитаны права и обязанности — я на это пойду. Это ради бога. А как это будет называться, генералиссимус я буду или сантехник, мне совершенно наплевать, потому что не в этом дело», — заявил Александр Анатольевич.
Между тем свободного времени у Ширвиндта после отставки с поста художественного руководителя Театра сатиры должно прибавиться. По крайней мере, на это надеется сам артист, который уже мечтает, как будет рыбачить. Кроме того, Александра Анатольевича все еще зовут обратно в Щукинское училище, в котором он преподавал на протяжении многих лет.
«После смерти Этуша я самый старый профессор в Щуке. И вся эта нынешняя профессура — это все молодая шпана, все мои ученики. И все уже мне хором: давай-давай, ждем. И всё! Не отвертишься. Потому что когда я редко стал бывать там, ссылаясь на то, что не могу на четвертый этаж по этой страшной лестнице подняться, так Женька (Евгений Князев, народный артист театра Вахтангова и ректор Щуки) построил лифт! Он же вообще гениальный прораб», — поделился Ширвиндт.
Надо сказать, что за годы преподавания в Щуке Александр Анатольевич выпустил немало актеров, которые сами уже стали звездами отечественного кинематографа. Его учениками были Евгений Кулаков, Елена Подкаминская и другие актеры. Совсем скоро Ширвиндт планирует встретиться с ними, чтобы отпраздновать важную дату — 20-летие выпуска курса. Сам Александр Анатольевич даже не заметил, как пролетело время. Впрочем, нечему удивляться. Ширвиндт всегда был одним из тех артистов, которые никогда не сидят без дела. До недавнего времени он даже успевал совмещать свои обязанности худрука со съемками в фильмах. Так, в 2019 году на экраны вышли две ленты с его участием: «Эдуард Суровый. Слезы Брайтона» и «Московский роман».
Хотя Александру Анатольевичу и идет уже 88-й год, сам он пребывает в приподнятом настроении и ни на что вроде бы не жалуется, хотя не так давно болел коронавирусом. Но в беседе с корреспондентом «Собеседника» Ширвиндт ни разу не затронул тему здоровья. Наоборот, он то и дело шутил, иной раз высмеивая самого себя.
«Я тебе уже на восемь серий наговорил, а завтра ты напечатаешь — разговаривала с Ширвиндтом, он не в маразме, но радости мало. Шучу», — заявил артист.