«Если должны — присваивайте»: почему известные актеры отказались от почетных званий заслуженного и народного артиста

Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник и Виктор Мамаев
Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник и Виктор Мамаев. Фото: Борис Кудрявов, кадр из фильма
Заслуженный, а тем более народный артист — это звучит гордо. Как ни крути, присвоение звания подчеркивает, что его обладатель талантлив и не зря трудился на ниве искусства. Неслучайно вокруг вопроса «кому и за что» нередко разгораются страсти и плетутся сети интриг. Разве может кто-то остаться равнодушным, когда речь идет о том, что он особенный? А ведь может же.

Виктор Мамаев

Василий Мидядько в «Тяжелой воде», Порфирий в «Мертвых душах», Харитон в «Тайне золотой горы», Иероним Поприхин в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары — пожалуй, прежде всего этими ролями запомнился зрителям актер Виктор Мамаев. Он играл не только в кино, но и в театре, а также искал применение своим режиссерским способностям. Мамаев окончил Высшие режиссерские курсы и сам поставил почти 50 спектаклей. Во время Олимпиады-80 в Москве Виктор Викторович стал сорежиссером церемоний открытия и закрытия. Он был одним из тех, благодаря кому спортсмены и зрители увидели взмывшего в небо Мишу — такой был трогательный момент, что все зрители рыдали. Рассказывали, что именно Виктор Мамаев сумел в итоге отстоять идею, которую забраковал еще на стадии утверждения сценария один из крупных спортивных функционеров: «Медведи не летают».

В 1990-е годы Мамаев отказался от звания народного артиста СССР. Раз больше нет великой страны, то и звание не значит ровно ничего, посчитал артист. Увы, сегодня Виктора Викторовича уже нет с нами — он скончался в одиночестве от рака в 2013 году. Мамаеву было всего 58, тело обнаружили навещавшие актера соцработники.

Леонид Ярмольник

Сыгравший яркие роли в фильмах «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину», «Тот самый Мюнхгаузен», «Перекресток» актер гордится, что начинал свой творческий путь в Театре на Таганке и выходил на одну сцену с Владимиром Высоцким. Тот, обожаемый народом, вечно находился в опале, поэтому официально его несомненные заслуги в искусстве так и не были признаны.

Сам Ярмольник дважды отказался от звания. В 1994 году ему хотели присвоить «Заслуженного артиста РФ», а через десять лет — «Народного артиста РФ». Ярмольник убежден: хорошему артисту регалии не нужны, его должны знать просто по имени.

— Если зрители знают имя, значит, ты и есть народный артист. Народный с точки зрения народного внимания и узнавания тебя, — считает Леонид Исаакович.

Вениамин Смехов

Для большинства зрителей он на всю жизнь остался Атосом из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. На самом же деле актер сыграл в нескольких десятках картин, в числе которых такие известные, как «Семь криков в океане», «Ловушка для одинокого мужчины», «Сказка странствий».

Смехов, как и Ярмольник, служил в Театре на Таганке, трижды оказывался в числе тех, кому вот-вот должны были присвоить звание, а потом отказывались от этой идеи.

— Потом Любимов оказался в эмиграции, в изгнании, и мне уже предлагали под другим соусом — можно сказать, антилюбимовским. Мне говорили: мы вам — звание, а вы — нам… Я отказался: сказал, что не нуждаюсь ни в каких званиях. Потом в один из дней мне позвонили из Министерства культуры, сообщили: мы привезем бумагу, заполните заявление, что вы хотите получить звание, и мы должны вам его присвоить. Я им сказал: если должны — присваивайте, — рассказывал артист газете «МК».

Сегодня Вениамин Борисович часто цитирует тезис: «Доброе имя дороже звонкой масти». И радуется, когда о нем просто говорят как о талантливом запоминающемся артисте.






«Будет рыдать»: на плюнувшую в Россию Хаматову обрушились тяжкие последствия
Вместе: объявлено о связи Дианы Гурцкой и Стаса Михайлова