«В эту минуту я потеряла все»: жена автора «Формулы любви» Григория Горина мечтала уйти вслед за ним, но пережила мужа на 15 лет
«Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность» – считается, что именно так следует расшифровывать псевдоним Горин. Как рассказывал Григорий Израилевич, подобную трактовку предложил писатель Владимир Войнович.
Горин (урожденный Офштейн) появился на свет в 1940 году. Его отец был военнослужащим и принимал участие в Великой Отечественной, мама – врач, в годы войны работала в военном госпитале. Стал медиком и Григорий, после окончания школы поступивший в 1-й Московский медицинский институт им. Сеченова. Несколько лет он работал на станции скорой помощи.
Литературную деятельность Горин начинал с написания сценок для студенческого Клуба веселых и находчивых. В 1960-е стал активно выступать в печати с фельетонами, рассказами и скетчами, даже заведовал отделом юмора в журнале «Юность». Произведения Григория Израилевича часто звучали в популярных юмористических передачах на радио и телевидении. Он попробовал себя в драматургии, познакомился с Марком Захаровым и четверть века сотрудничал с театром «Ленком», вместе с режиссером работал над созданием спектаклей и фильмов, впоследствии полюбившихся зрителю.
Женился Горин поздно, ему уже исполнилось 30. Любовь Кереселидзе на момент знакомства с Григорием работала в Ленинской библиотеке в Москве. Как-то она прочла его рассказ, который показался девушке очень симпатичным. А потом судьба в лице подруги привела Любу в гости к этому самому Горину. Начались совместные выходы в театр, романтические прогулки.
– Вечером перед сном и каждое утро думаю только о Вас, Люба! Это чистая правда. И Вы должны знать, что в Москве ходит высокий толстый мужчина и бредит Вами, – такое трогательное письмо Горин опустил в почтовый ящик в доме девушки. Предложение он сделал через полгода, в свадебное путешествие молодые уехали в Прибалтику.
Они прожили вместе тридцать лет, удивительно легко и мирно. Горин умел не только творить. На глазах у Любови он спасал людей, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Писатель обеспечивал семью, оплачивал все квитанции, вкручивал лампочки и забивал гвозди. Люба же создавала в доме тепло и уют, готовила вкусные обеды и привечала многочисленных друзей и знакомых. Детей у пары, увы, не было.
Любовь Горина стала работать редактором на «Мосфильме», вычитывала она и произведения мужа, была их первым слушателем и критиком – миндальничать в литературных вопросах между супругами было не принято. Григорий часто заимствовал у жены слова и фразы, которые вкладывал в уста своих героев.
В диалоге Гориных даже родилось название всем известного фильма – «Тот самый Мюнхгаузен». Любовь лежала в больнице, Григорий пришел ее навестить и сетовал, что Мюнхгаузен у него идет скверно, в сердцах выпалил: «Повешусь!»
– Тот самый Горин, который повесился из-за Мюнхгаузена, - расхохоталась Любовь, представив, как в этом случае будут говорить о муже.
Григорий консультировал всех и вся по медицинским вопросам, устраивал на лечение, только себе он не смог помочь. Проблемы с сердцем у него начались давно, но он все никак не мог собраться пройти углубленное обследование и серьезное лечение. Роковая развязка наступила среди ночи: обширный инфаркт со смертельным исходом, писателю было всего 60.
– Гриша, я врывалась в комнату, где ты лежал, но врачи выпроваживали меня. Когда я вошла в последний раз, ты закрывал глаза, как оказалось, навсегда. В эту минуту я потеряла все. Я потеряла смысл жизни, – писала позже Любовь Горина.
После ухода мужа Любовь Павловна решила, что хочет заснуть и никогда не проснуться. Она пыталась осуществить эту задумку, но врачи спасли ей жизнь. Мужа она пережила на 15 лет, хотя и не особенно дорожила отпущенным ей дополнительным временем. Говорила, что годы не лечат, что жить без любимого Гриши так и не научилась. Любовь Горина умерла в 2015-м в возрасте 76 лет, супруги похоронены рядом на Ваганьковском кладбище.