Белла Ахмадулина защищала кинокомпозитора «Пиратов ХХ века» и «Места встречи…» от чудовищных нападок
Отец Евгения и его младшего брата Андрея, тоже выросшего в крупного композитора и создававшего музыку для кино, был советским дипломатом. Детство Женя провел в Иране, где тогда работал папа. Мальчик получил от матери домашнее музыкальное образование и уже в 10-11 лет влюбился в джаз.
Спустя 10 лет Геворгян стал играть в одном из первых советских диксилендов Владислава Грачева. А начиная с 1962-го стал создавать собственные ансамбли, самый известный из которых - трио с собственным братом и барабанщиком Юрием Нижниченко. В те же 60-е Евгений окончил МВТУ им. Баумана и устроился инженером на завод «Борец».
Гуляющую по Сети байку, будто музыкант дослужился до поста топ-менеджера, разоблачил его бывший коллега Вадим Куров:
- На заводе «Борец» он лишь числился и платил партийные взносы. Инженером действительно был, но не главным. С удовольствием с нами болтал на все жизненные темы, часто о фильме «Место встречи изменить нельзя» и о своем брате.
Но прежде чем стать кинокомпозитором, Геворгян прошел долгий профессиональный путь сочинителя и исполнителя фри-джаза в СССР. Его считают родоначальником этого направления. Михаил Кулль, ветеран и пропагандист советской «музыки толстых», отмечал, что выступления Евгения на джазовых фестивалях зачастую становились приятным шоком для слушателей. Так на советской сцене еще никто не играл!
- Авангардиста Геворгяна не приняли в Союз композиторов, несмотря на музыку к сорока фильмам, среди которых и «Пираты ХХ века», и «Не могу сказать «прощай», и к картине того же Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», появившейся за несколько лет до «Места встречи…», - отмечает Стас Садальский. - А я ведь с ним работал еще на одной ленте - «Без права на провал». Помимо всей музыки, он написал тогда потрясающую песню на стихи Левитанского, которая в фильм не вошла. А уникальная пластинка «Алиса в Стране чудес» с песнями Высоцкого и музыкой Геворгяна, выпущенная «Мелодией» в 1976-м! Ведь это был взрыв, шок! Сколько ее запрещали, сколько против нее выступала Наталия Сац, уверяя, что чудовищные песни Высоцкого развращают детей. Если бы не заступничество Беллы Ахмадулиной, диск бы не вышел…
В середине 90-х Евгений Дмитриевич эмигрировал в США, где и скончался в ноябре 2016-го.