Стас Садальский: «Сценарий «Места встречи...» мы с Удовиченко продали за 2000 долларов»
- Достали, наверное, вас с этим Костей Сапрыкиным. Небось выйти нельзя было на улицу, чтоб не услыхать: «О, Кирпич!»
- Да, хоть и нелюбимая роль, ведь в моем послужном списке и куда более значимые и глубокие - в том же «Лесе», «О бедном гусаре замолвите слово», «Белых росах», - но, как говорится, никуда от нее не деться… Людмила Гурченко говорила, что у каждого в жизни должен быть свой Чапаев. Для нее, к примеру, это «Карнавальная ночь» с песней про пять минут. Людмила Максакова на посиделках тоже часто затрагивала эту тему: «Какие вы счастливые, что у вас в жизни были эти самые ваши пять минут. У Светы Светличной - «Не виноватая я, он сам пришел», у Бабочкина - Чапаев, у тебя, Стасик, «Место встречи...». А вот у меня таких пяти минут, увы, не было, и я вам всем по-хорошему очень завидую!»
- Как Говорухин пригласил вас сниматься?
- Знакомы мы не были, но Говорухин уже знал меня по картине «Три дня в Москве». А потом пришел в «Современник» на спектакль «Фантазии Фарятьева». Там у меня была роль Фарятьева.
Актеров он приглашал на переговоры в гостиницу «Центральная» на улице Горького, 10. Там он снимал номер для собеседований. Потом в ресторане той же гостиницы снимали эпизод ареста Фокса - где он выбивает окно официанткой…Очередь из актеров была длинная. Сначала я категорически отказался от роли Кирпича, хотел играть только Шарапова, но Станислав Сергеевич сразу сказал, что не утвердят.
На роль Кирпича пробовался еще Боря Брондуков. И Галина Волчек тоже могла появиться в «Месте...» в роли подруги Горбатого - Говорухин ее приглашал, но «Современник» в это время был на гастролях в Самаре, так что не случилось. Волчек очень об этом потом жалела. В итоге Клавдию в фильме сыграла Валерия Заклунная.
У меня долго хранился сценарий фильма с оригинальными пометками. Но потом мы с Ларой Удовиченко продали его на благотворительном аукционе в ГУМе у Куснировича. За две тысячи долларов.
- Сценарий ведь сильно отличается от романа Вайнеров.
- Да. Кто читал «Эру милосердия», сразу поймет. Я всегда говорил, что «Место встречи...» - 100-процентный продукт творчества Говорухина и Высоцкого. И Володя Конкин подтвердит, что Вайнеры были категорически против Высоцкого, требуя, чтобы роль Жеглова играл Сергей Шакуров. Но Говорухин настоял на своем. В итоге поставщики дворового детектива Георгий и Аркадий Александровичи в панике сняли свои имена с титров. Председателю Гостелерадио СССР и министру МВД СССР Щелокову сдавали картину, где автором значился Станислав Константинов. Имеется и документ с утвержденными титрами заключительной серии, где зачеркнуто первоначальное название и автором сценария значатся уже не братья Вайнеры...
Когда же министры, посмотрев фильм, дали добро, Вайнеры тут же вернули свои имена и запели другие песни, взахлеб рассказывая, как чуть ли не в соавторстве с Высоцким писали сценарий. Спустя четверть века у них появилась бредовая идея снять продолжение, но, слава богу, мечта не осуществилась. Снимать было некого. Как говорится, кто не умер, тот уехал...
Нищий вор
- Правда, что использовались материалы реальных уголовных дел?
- Все верно. Дело Груздева - это дело Евгения Миркина, кандидата медицинских наук. Его в 1944-м обвинили в убийстве жены и приговорили к смертной казни, но муровцы доказали его невиновность. Прототип Шарапова - Владимир Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. Он участвовал в захвате знаменитой банды Митина (в фильме - «Черная кошка»), прожил почти до 90 лет и ушел из жизни в 2013-м.
Прототип Кирпича - знаменитый вор-карманник, один из патриархов российского преступного мира Александр Прокофьев (Шорин), больше известный в преступных кругах под кличкой Шора. Саша Шорин, судимый десять раз, был смотрящим и судьей на трех вокзалах. Остановиться не мог, воровал до последнего, даже в конце жизни ходил по трамваям, но уже для удовольствия, с тростью с золотым набалдашником.
- И он наверняка смотрел «Место встречи...».
- Он возникал в моей жизни трижды. После того как фильм вышел на экраны, Шорин прислал мне ящик французского коньяка Camus на служебный вход театра «Современник» с запиской-благодарностью: «Это тебе за роль Кирпича, пей за братву». Потом однажды оплатил мой стол в ресторане «Фиалка» в Сокольниках (любимом ресторане Шоры). И третий раз, когда легендарный щипач умер.
Жил он скромно, даже нище, строго чтя старый тюремный закон, запрещающий вору иметь свой капитал и собственность. Все доходы от криминальных дел вносил в воровской общак. Семьи не имел, детей тоже. Но проводили его в мир иной как положено: шикарные иномарки, доллары пачками. Нищие в церкви Воскресения Христова, что в Сокольниках, запомнили этот день надолго. Вечером в храме, где стоял гроб с телом, должна была состояться сходка воров в законе. Но, приехав туда с телевизионщиками, я не застал никого. Оказалось, воры, узнав через журналистов НТВ, что еду я, сказали: «Если знает Садальский, знают все». И исчезли, изменив место встречи. А я положил одну розу в гроб человеку, чья судьба стала для меня в свое время звездным часом в кино.
- Правда, что вам до сих пор присылают подарки, связанные с ролью Кирпича?
- Год назад я получил презент из мест не столь отдаленных. Заключенные колонии строгого режима прислали оригинальный подстаканник ручной работы. Остается только догадываться, сколько долгих вечеров провели в кропотливой работе зэки, создавая филигранный рисунок на нем. Таким образом, как написали они мне, сидельцы выказали уважение за роль Кости Сапрыкина. Сейчас этот подстаканник в Чувашском национальном музее - когда недавно нас с композитором Игорем Демариным пригласили на празднование 100-летия чувашской автономии и Дня города Чебоксары, я его туда и передарил.
Трижды народный
- В августе вам исполнилось 70 - еще раз от всей души поздравляем с юбилеем! Все ждали, что к этой дате вам присвоят звание народного…
- Эх, не хотел поднимать эту тему... Когда говорят: «Мне просто так дали звание народного» - врут. Потому что, чтобы его получить, надо пройти четыре организации, собрать очень много документов. Я этим заниматься, признаюсь, и не хотел вовсе. Но за несколько месяцев до юбилея позвонила Валерия Гущина из Гильдии киноактеров - мол, надо! Но до Минкульта эти документы, как мне сказали, так и не дошли - их сказал выбросить Михалков! Также не послали документы на присвоение народного и Конкину (ему 70 лет исполнилось 19 августа. - Л. К.) И тоже, говорят, не обошлось без вмешательства Никиты Сергеевича.
Что тут скажешь? Нет, мне не печально. Мне смешно. Предлагаю, чтобы и мое, и Конкина звания отдали Михалкову. Чтобы он был трижды народный артист!