Легенда «Мосфильма» Борис Криштул в качестве директора картины и продюсера создавал такие киношедевры, как «Экипаж», «В августе 44-го», «О бедном гусаре замолвите слово», «Рецепт ее молодости» и многие другие. Пикантные подробности съемок Борис Иосифович, которому недавно исполнилось 81 год, хранит в памяти до сих пор.
- Борис Иосифович, говорят, что между вами и Александрой Яковлевой во время съемок «Экипаж» пробежала черная кошка. А сейчас с ней общаетесь?
- В мае мы вместе оказались в одной передаче Первого канала, посвященной смерти вдовы Леонида Филатова Нины Шацкой. Поздоровались. Судя по всему, Александра идет на поправку после тяжелой болезни, и, конечно, я рад этому.
- Почему режиссер Митта на роль летчика-плейбоя выбрал скромного Филатова?
- Первоначально был утвержден Олег Даль и даже сняты несколько сцен с ним. Но однажды Олег вызвал меня на разговор с глазу на глаз и сказал: «Извини, Борис, но работать дальше не могу». И вытянул свои красивые руки, которые сильно тряслись. «Прости, мне очень плохо, - добавил Даль. - Четвертую ночь не сплю, текст запомнить не могу». У меня сразу пропало желание его уговаривать. Дальнейшие съемки стали бы для него серьезным мучением. Но принять отставку актера мог только директор «Мосфильма» Сизов. Ему Олег повторил то же, что и мне: «Знаю, что Митта снимет классную картину, знаю, что это моя роль, знаю, что я всех подвожу, но я - труп, поймите». Сизов, чтобы наказать сорвавшегося артиста, подписал распоряжение по киностудии: «В течение года Даля не снимать». Но тот уже через восемь месяцев умер. На его место, кстати, претендовал телеведущий Александр Невзоров, за которого, как известно, Александра Яковлева потом вышла замуж. Но где-то на пятый день после ухода Даля ассистент по актерам принесла Митте фотографию Лени Филатова. И на следующее утро тот без кинопроб уже снимался.
- С Яковлевой он быстро сработался?
- Александра не нравилась Филатову. Она переспала с некоторыми членами группы, в частности с оператором, осветителем и моим заместителем. К тому же она - недобрый человек. На тот момент - стерва из стерв... Благодаря мне ее не отчислили из театрального вуза, а она даже спасибо не сказала…Только гадости делала.
- За что ее хотели выгнать?
- За профнепригодность. Когда я пришел отпрашивать Александру в ее институт, на доске объявлений уже висел приказ об отчислении студентки Иванес (это настоящая фамилия актрисы, а Яковлева - ее псевдоним. - А. Г.). Я сразу же пошел к ректору: «Это, - спрашиваю, - вы за участие в съемках ее отчисляете? Отпустите ее, пожалуйста, к Митте». - «Отчисление Александры не имеет отношение к съемкам, - вздохнул ректор. - Она такого тут натворила… Забирайте ее, снимайте, но вы с ней еще наплачетесь». Так и вышло. Мучились все, но заменить Яковлеву уже не смогли.
- Неужели и на роль стюардессы изначально была другая претендентка?
- Именно. Митта хотел снимать, причем без проб, Елену Проклову, которую когда-то еще девочкой открыл кинематографу. Но за два дня до старта она поставила меня перед фактом: «Сниматься не смогу. Меня ввели на все спектакли во МХАТе вместо Ирины Мирошниченко. Она улетела в Южную Америку без разрешения худрука Олега Ефремова. Мирошниченко вытворяет все что хочет, потому что спит с Ефремовым». Когда я предложил Прокловой пойти к Митте и все это ему честно объяснить, она отмахнулась: «Не пойду. Знаю, что будет мат-перемат. Вот вы - директор, идите и сами объясняйте». Проклова мгновенно улизнула, и после этого я много лет ее не видел. На мой взгляд, она поступила некрасиво. Впрочем, Яковлева сыграла неплохо. Но больше и с Александрой я работать не хотел. Когда Эльдар Рязанов запускал картину «О бедном гусаре замолвите слово», мне пришлось ему ставить условие: «Или я, или Яковлева. Ее поведение за гранью разумного». И Эльдар Александрович выбрал меня. А на главную женскую роль пригласил Ирину Мазуркевич.
Обманул больного Басилашвили
- Кастинг на «... бедном гусаре» получился блестящий! Гафт, Гердт, Басилашвили, Бурков, Ахеджакова, Садальский…
- А ведь корнета Плетнева вместо Стаса должен был играть Андрей Миронов. Мы уже сделали пробы. Но Рязанов решил, что Миронов не подходит по возрасту. Впрочем, и Садальский серьезно увлекся ролью. А вот с кем мы намучились, так это с Георгием Бурковым. Рязанов по пятам за ним ходил, чтобы он не запил. В ресторанах, где обедала съемочная группа, Эльдар Александрович сажал Буркова рядом с собой и пристально контролировал. Правда, Жора, редкий алкаш, все равно находил выход из положения.
- С кем еще пришлось непросто?
- С Олегом Басилашвили. Несмотря на то, что Олег Валерианович находился на лечении какой-то редкой болезни, связанной с яичками, он очень хотел сниматься у Рязанова. Но прежде Рязанову предстояло выпросить разрешение у худрука БДТ - Георгия Товстоногова. Эльдар Александрович почему-то робел перед мэтром, и отправил в Ленинград меня. Три часа я уговаривал Товстоногова, и в конце концов он сказал: «Что вы вцепились в мое горло! Это врачи должны решить - может ли сниматься заболевший актер?» Тогда я отправился к Басилашвили и обманул его, что Товстоногов разрешил. И прямо из больницы он явился на съемочную площадку.
- Чье появление в картине вас особенно обрадовало?
- Наташи Гундаревой. Я на коленях упрашивал ее сыграть модистку Жужу после того, как Светлана Крючкова отказалась и даже обиделась, что ей предложили изобразить эту особу. А Гундарева отправила меня к худруку Театра Маяковского Гончарову, и я уговорил его отпустить актрису. Но всего на три дня. Так что все сцены с Натальей снимали круглыми сутками. Андрей Александрович, кстати, сказал, что Гундарева вообще не умеет одеваться, что у нее со вкусом плохо, и, может, роль модистки ее чему-то научит.