Проклова выручила избалованную любовником Мирошниченко
- Борис Иосифович, говорят, что между вами и Александрой Яковлевой во время съемок «Экипаж» пробежала черная кошка. А сейчас с ней общаетесь?
- В мае мы вместе оказались в одной передаче Первого канала, посвященной смерти вдовы Леонида Филатова Нины Шацкой. Поздоровались. Судя по всему, Александра идет на поправку после тяжелой болезни, и, конечно, я рад этому.
- Почему режиссер Митта на роль летчика-плейбоя выбрал скромного Филатова?
- Первоначально был утвержден Олег Даль и даже сняты несколько сцен с ним. Но однажды Олег вызвал меня на разговор с глазу на глаз и сказал: «Извини, Борис, но работать дальше не могу». И вытянул свои красивые руки, которые сильно тряслись. «Прости, мне очень плохо, - добавил Даль. - Четвертую ночь не сплю, текст запомнить не могу». У меня сразу пропало желание его уговаривать. Дальнейшие съемки стали бы для него серьезным мучением. Но принять отставку актера мог только директор «Мосфильма» Сизов. Ему Олег повторил то же, что и мне: «Знаю, что Митта снимет классную картину, знаю, что это моя роль, знаю, что я всех подвожу, но я - труп, поймите». Сизов, чтобы наказать сорвавшегося артиста, подписал распоряжение по киностудии: «В течение года Даля не снимать». Но тот уже через восемь месяцев умер. На его место, кстати, претендовал телеведущий Александр Невзоров**, за которого, как известно, Александра Яковлева потом вышла замуж. Но где-то на пятый день после ухода Даля ассистент по актерам принесла Митте фотографию Лени Филатова. И на следующее утро тот без кинопроб уже снимался.
- С Яковлевой он быстро сработался?
- Александра не нравилась Филатову. Она переспала с некоторыми членами группы, в частности с оператором, осветителем и моим заместителем. К тому же она - недобрый человек. На тот момент - стерва из стерв... Благодаря мне ее не отчислили из театрального вуза, а она даже спасибо не сказала…Только гадости делала.
- За что ее хотели выгнать?
- За профнепригодность. Когда я пришел отпрашивать Александру в ее институт, на доске объявлений уже висел приказ об отчислении студентки Иванес (это настоящая фамилия актрисы, а Яковлева - ее псевдоним. - А. Г.). Я сразу же пошел к ректору: «Это, - спрашиваю, - вы за участие в съемках ее отчисляете? Отпустите ее, пожалуйста, к Митте». - «Отчисление Александры не имеет отношение к съемкам, - вздохнул ректор. - Она такого тут натворила… Забирайте ее, снимайте, но вы с ней еще наплачетесь». Так и вышло. Мучились все, но заменить Яковлеву уже не смогли.
- Неужели и на роль стюардессы изначально была другая претендентка?
- Именно. Митта хотел снимать, причем без проб, Елену Проклову, которую когда-то еще девочкой открыл кинематографу. Но за два дня до старта она поставила меня перед фактом: «Сниматься не смогу. Меня ввели на все спектакли во МХАТе вместо Ирины Мирошниченко. Она улетела в Южную Америку без разрешения худрука Олега Ефремова. Мирошниченко вытворяет все что хочет, потому что спит с Ефремовым». Когда я предложил Прокловой пойти к Митте и все это ему честно объяснить, она отмахнулась: «Не пойду. Знаю, что будет мат-перемат. Вот вы - директор, идите и сами объясняйте». Проклова мгновенно улизнула, и после этого я много лет ее не видел. На мой взгляд, она поступила некрасиво. Впрочем, Яковлева сыграла неплохо. Но больше и с Александрой я работать не хотел. Когда Эльдар Рязанов запускал картину «О бедном гусаре замолвите слово», мне пришлось ему ставить условие: «Или я, или Яковлева. Ее поведение за гранью разумного». И Эльдар Александрович выбрал меня. А на главную женскую роль пригласил Ирину Мазуркевич.
Обманул больного Басилашвили
- Кастинг на «... бедном гусаре» получился блестящий! Гафт, Гердт, Басилашвили, Бурков, Ахеджакова, Садальский…
- А ведь корнета Плетнева вместо Стаса должен был играть Андрей Миронов. Мы уже сделали пробы. Но Рязанов решил, что Миронов не подходит по возрасту. Впрочем, и Садальский серьезно увлекся ролью. А вот с кем мы намучились, так это с Георгием Бурковым. Рязанов по пятам за ним ходил, чтобы он не запил. В ресторанах, где обедала съемочная группа, Эльдар Александрович сажал Буркова рядом с собой и пристально контролировал. Правда, Жора, редкий алкаш, все равно находил выход из положения.
- С кем еще пришлось непросто?
- С Олегом Басилашвили. Несмотря на то, что Олег Валерианович находился на лечении какой-то редкой болезни, связанной с яичками, он очень хотел сниматься у Рязанова. Но прежде Рязанову предстояло выпросить разрешение у худрука БДТ - Георгия Товстоногова. Эльдар Александрович почему-то робел перед мэтром, и отправил в Ленинград меня. Три часа я уговаривал Товстоногова, и в конце концов он сказал: «Что вы вцепились в мое горло! Это врачи должны решить - может ли сниматься заболевший актер?» Тогда я отправился к Басилашвили и обманул его, что Товстоногов разрешил. И прямо из больницы он явился на съемочную площадку.
- Чье появление в картине вас особенно обрадовало?
- Наташи Гундаревой. Я на коленях упрашивал ее сыграть модистку Жужу после того, как Светлана Крючкова отказалась и даже обиделась, что ей предложили изобразить эту особу. А Гундарева отправила меня к худруку Театра Маяковского Гончарову, и я уговорил его отпустить актрису. Но всего на три дня. Так что все сцены с Натальей снимали круглыми сутками. Андрей Александрович, кстати, сказал, что Гундарева вообще не умеет одеваться, что у нее со вкусом плохо, и, может, роль модистки ее чему-то научит.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов