Спутал слова и разозлил режиссера: актер из «17 мгновений весны» Лаврентий Масоха умер во время съемок после ссоры с Лиозновой
Кинорежиссер Татьяна Лиознова заслуженно слыла среди коллег человеком весьма требовательным, как к себе, так и к другим. За свою карьеру она сняла всего девять фильмов, большинство из которых действительно полюбилось зрителю, а некоторые и вовсе стали культовыми. Работа над легендарной картиной «Семнадцать мгновений весны» для Татьяны Михайловны, впрочем, как и для всей съемочной группы, оказалась омрачена настоящей трагедией: один из актеров скончался во время съемок после конфликта с режиссером.
Зритель давно разобрал «Семнадцать мгновений весны» на цитаты. А помните это: «Штирлиц идет по коридору». Фразу в фильме произносит адъютант Мюллера Шольц. «По какому коридору?» - интересуется Мюллер в исполнении Леонида Броневого. «По нашему коридору».
Роль Шольца в фильме сыграл Лаврентий Масоха. На момент участия в съемках ему было уже за шестьдесят. Актер родился в 1909 году в селе на Украине в крестьянской семье. Вместе с родителями переехал в Киев, где в 16 лет стал учеником литейщика на заводе. Посещал заводской драматический кружок, а в 1928-м поступил на режиссерский факультет Киевского музыкально-драматического института им. Лысенко.
Проявить себя в качестве режиссера Масохе так и не удалось, зато его часто звали в кино играть отрицательных персонажей. В 1939-м роль кулацкого сына Ляготина в фильме «Большая жизнь» сделала Лаврентия звездой. Именно он спел на экране «Спят курганы темные». Актера даже позвали в Москву, и он был уже готов сменить место жительства, но тут грянула Великая Отечественная война.
У Лаврентия Масохи был брат Петр, тоже актер. Он оказался на оккупированной территории, играл в местных театрах, затем был угнан в Германию и освобожден в 1945-м. Этот факт изрядно подпортил карьеру Лаврентию: в Москву он все же перебрался, но на главные роли рассчитывать уже не мог. Оказался заложником амплуа злодея и до конца жизни был вынужден играть отрицательных персонажей второго плана. Семьи он так и не нажил, все шутил, что женат на работе.
Что и говорить, к возможности сняться в «Семнадцати мгновениях весны» вместе с ведущими актерами советского экрана Лаврентий Масоха отнесся с воодушевлением. Сцены, в которых предполагалось участие актера, успели отснять почти полностью. Роль шла у пожилого актера трудно из-за большого количества сложных слов в тексте. По мнению коллеги Масохи Леонида Броневого, этот текст временами больше походил на скороговорку для театральной студии.
А о самом конфликте, имевшем самые печальные последствия, Леонид Сергеевич вспоминал так:
- Он (Масоха) должен был войти в кабинет и сказать: «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц прибыл». И вот Лиознова говорит: «Мотор, начали». А он: «Группенфюрер, штардартер...». Лиознова: «Стоп, еще раз. Собрались. Начали. Мотор». А он опять то же самое и так несколько раз. Лиознова рассердилась: «Безобразие, сколько можно пленки тратить? Вы же опытный артист. Перерыв». Мы с ним пошли попить чаю. Я его, как мог, успокаивал.
После перерыва дело снова не пошло на лад, разгневанная Лиознова объявила конец смены. Слова режиссера ранили Масоху слишком больно. Как человек совестливый, Татьяна Михайловна впоследствии очень сожалела о своей горячности и переживала из-за того, что произошло дальше. Только исправить уже было ничего нельзя. Расстроенный актер пошел в ресторан и заказал пятьдесят граммов, после них ему стало плохо. Приехавшая на вызов скорая могла только констатировать смерть. Это случилось 20 июня 1971 года. Лаврентий Масоха два месяца не дожил до своего 62-летия. Похоронили актера на Донском кладбище Москвы, а затем перезахоронили на Байковом кладбище в Киеве.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов