Дочь Жанны Прохоренко: «Мужчины с годами становятся лучше»
Васильева и сама снялась в трех десятках фильмов. Зрители особенно запомнили ее школьницу Алену из «Вам и не снилось…» и учительницу английского из «Гостьи из будущего». Интервью Екатерина Евгеньевна не дает, но для «Экспресс газеты» сделала исключение.
- Екатерина, заранее поздравлять с днем рождения не стану, но позвольте поинтересоваться: как относитесь к этой дате?
- Очень спокойно. 60 лет - неплохо, да и не чувствую свой возраст. Несмотря на больные колени и суставы, бодра духом! В детстве я обычно у бабушки в Тверской области день рождения справляла. У нас была замечательная избушка без электричества в крошечной деревушке на четыре дома. Я там с двоюродным братом и подругой гостила. И ждала, когда в мой день приедет мамочка. Для нее дорога в 18 километров от райцентра обычно была сопряжена с трудностями. Приходилось добираться на попутках. А однажды она не смогла найти машину, надула маленькую резиновую лодку, которую везла мне в подарок, и по реке Мологе поплыла до деревни. Пока к вечеру добралась, руки в кровь стерла. Зато привезла нам арбуз. Все мои дни рождения связаны с арбузом.
- Страстью к кино тоже в детстве загорелись?
- Я бывала с мамой на съемках. Например, мое 10-летие мы встречали на море, на съемках фильма «Если ты мужчина…». Мама тогда спросила: «Катя, как ты думаешь, что я тебе подарю?» А я мечтала о часах и угадала! Она мне приготовила часы «Заря» на кожаном ремешке. Но мама почему-то подумала, что я заранее увидела свой подарок в ее вещах, так что от него осталось двойственное ощущение.
В 16 лет я пошла по ее стопам и поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Еще в школе занималась в театре у Спесивцева и понимала, что хочу быть актрисой. Мама мне не помогала, как и я своей Марьяне. ВГИК оказался мне близок, потому что и мама этот вуз окончила. Сергей Аполлинариевич весь свой курс обычно снимал в небольших ролях. И мы не стали исключением. В «Юности Петра» наша Люба Германова большую роль сыграла, а остальные - маленькие. Наш курс оказался последним, который Герасимов и Макарова довели до конца. Внезапная смерть сильного, красивого и здорового Сергея Аполлинариевича оказалась шоком. До конца жизни Тамары Федоровны я ее навещала.
- Не обидно, что вас прославили не главные роли, а небольшие - в фильмах «Вам и не снилось…» и «Гостья из будущего»?
- Я не ощущала особой популярности от этих картин. Для меня съемки там - проходные истории, хотя и сопряженные с радостью от встречи с прекрасными режиссерами и партнерами. Да, в результате получились добрые советские фильмы для всей семьи, призывающие к любви. И я к этому призываю. Давайте не воевать, а ценить друг друга. Делайте добрые поступки по велению души. А моя актерская гордость - картина «Сердце мира». Она уже почти забыта, но на фестивале когда-то взяла первый приз.
- Живете сегодняшним днем?
- Сейчас я живу на дальней даче - в псковской деревне Глушь с моей младшей дочерью Ксенией и внуком Гришей (сыном старшей дочери Марьяны. - Я. Г.). Рядом красивый лес, с нами собака и кошка, мне и не надо большего. Утром иду с озера по тропинке, которая засыпана песком, и вижу куличков. И это такое счастье! Давайте беречь прекрасный гармоничный мир вокруг. Я мечтала о путешествиях, хотела увидеть мир, но к своим 60 побывала всего в нескольких странах. И то в советское время и по работе. Но не могу сказать, что я переживаю из-за этого.
Возможно, меня еще ждут приключения, а может быть, на Псковщине и есть мое место. В пандемию мы с семьей приняли решение, что нам с Ксенией стоит переехать сюда из нашего дома в ближайшем Подмосковье. А тот дом остается семье Марьяны: ей, ее мужу - актеру Антону Кузнецову и их шестилетнему сыну Грише. Когда возобновились съемки в кино, Гришу мне привезли, а ребята поехали работать. Раньше мы существовали все вместе очень хорошо. С любовью и без скандалов. Но я осознаю, что выросшие дети должны жить отдельно, своей семьей.
Обнять ребенка
- Знаменитую маму в детстве кинозвездой воспринимали?
- Для меня она была просто мамой, а совсем не актрисой, и тем более звездой. Однажды, когда я была маленькой, я пошла со старшей двоюродной сестрой на мамин фильм «Один шанс из тысячи». Она там по роли погибает. И когда я увидела это на экране, со мной случился шок. А сестра-подросток, добрая душа, подлила масла в огонь: «Да, Кать, у тебя больше нет мамы».
Мама крошечного роста была - 156 сантиметров, такой воробышек. В реальной жизни - в магазинах, на улице, ее нечасто узнавали, потому что считали, будто она высокая. А если вдруг кто-то и узнавал, мама ничего из себя не строила. Я пошла в папу - мой рост 168 сантиметров. А уж Марьяна у нас высокая - 180.
Один раз в кино нам троим, с мамой и Марьяной, удалось вместе поработать. У маминого друга Зиновия Ройзмана в картине «Близнецы» играли как будто себя - семью актрис. Мы же все похожи друг на друга. А старшая дочка моя вполне самостоятельная и очень сильная актриса. Когда она в детстве снялась в большой роли в киносказке «Горе-злосчастье» у своего папы и моего первого мужа Тимофея Спивака, я поняла, что она хочет и может быть актрисой.
Мы все талантливые в семье. Моя младшая дочка Ксения, ей скоро 20 лет (от гражданского брака с каскадером Александром Малышевым. - Я. Г.), рисует потрясающе и литературный талант имеет. Сейчас думает поступать в такое место, где на писателей или драматургов учат. Туда сразу после школы нельзя, хотя бы небольшой жизненный опыт нужен. Перед глазами у Ксении пример Марьяны. Она десять лет после окончания Школы-студии ждала своей роли, и только после картины «Нелюбовь» Андрея Звягинцева карьера пошла и хорошие предложения. Но у дочки всегда был любимый театр: Константин Райкин ее сразу в свой «Сатирикон» пригласил, подчас Марьяна до 25 спектаклей в месяц играла.
- Почему именно «Нелюбовь» выстрелила?
- Дочка сказала правильно: после просмотра этого фильма хочется бежать домой и обнять своего ребенка.
Раздеться в кадре
- Вы сейчас снимаетесь?
- Я рада, что пошли предложения, много лет вообще ничего не было, и я думала, значит, закончила с профессией. А сейчас начала возвращаться. И очень хочется дальше работать. Я без ложной скромности скажу: режиссеры, зовите меня в свои фильмы, я очень хорошая артистка.
- Почему вас не раскрыл первый муж-режиссер?
- С Тимофеем Спиваком я познакомилась, когда он актером Театра Станиславского служил и дубляжом занимался. И только уже после нашего расставания стал режиссером. Он как актер тоже стал сниматься потихоньку. Фактура потрясающая. С возрастом мужчины становятся еще лучше!
- А некоторые женщины, чтобы выглядеть привлекательнее, делают пластику...
- Я не из их числа. Кто-то старается молодиться, носить мини-юбки, грудь показывает. Я же спокойно принимаю свой возраст. Глупо стремиться в 60 лет выглядеть на 40… В молодости могла раздеться в кадре. Но тогда этого и не надо было. А сейчас точно не стала бы. Все должно быть эстетично.
- Вас часто путают с другой Екатериной Васильевой, народной артисткой?
- Часто. Бывали случаи, когда звонили мне в поисках Екатерины Сергеевны. И наоборот. Понятно, она старше, первая начала сниматься. Но что я могу сделать? Я Екатерина, у моего папы-режиссера фамилия Васильев. Не хотела я его предавать и брать другую. Когда-то он снял отличную картину «Во бору брусника», жаль, зрители ее плохо помнят. Быть по маме Прохоренко не собиралась. Она сделала эту фамилию известной, и не хотелось, чтобы нас сравнивали и говорили, что за счет имени мамы я пытаюсь карьеру сделать.
- Вы сейчас счастливы как женщина?
- Я одна и больше замуж не собираюсь. Новый брак категорически не рассматриваю. Не представляю, что в моем доме будет кто-то еще ходить. Мне хватает любви родных и близких. Когда с Тимофеем Спиваком разводилась, была уверена, что общаться не будем, но спустя 30 лет мы хорошие друзья. А с отцом Ксении, каскадером Малышевым, очень давно не общаемся. Я ему благодарна за дочку и жизненный опыт, за науку. И еще за его замечательную маму, с которой мы близки.
- Мужа дочки Марьяны сразу приняли?
- Да, он же отец моего внука Гриши. Они с Марьяной - фантастические родители. Смотрю на них - горжусь и ликую. Когда Грише было пять месяцев, дочка начала сниматься в сериале «Напарницы». Антон сына привозил на площадку, чтобы она покормила его. Антон - большая поддержка для дочки, и у него хорошая карьера, они помогают друг другу, растут вместе. Зять - молодец, абсолютно не ревнует к успеху жены, радуется и поддерживает ее.
*Организация запрещена на территории РФ