Николай Бурляев: «Смерти не боюсь - я уже был на том свете»
Три брака - с Натальей Варлей, Натальей Бондарчук и с Ингой Шатовой, пятеро детей, шестеро внуков. 55 киноролей, 5 режиссерских работ, озвучание мультиков, лауреат Премии Ленинского комсомола, обладатель ордена Святого Саввы I степени Сербской православной церкви и ордена Александра Невского за выдающиеся заслуги в области культуры. Что удивительно, в нем нет ни грамма звездной болезни. Даже намеков на нее. В чем в очередной раз убедилась корреспондент «Экспресс газеты» Анжелика Заозерская, взявшая у Бурляева интервью накануне дня рождения.
- В прошлом году вы вернулись на подмостки со спектаклем «Бэмби». Расскажите о своем театральном опыте?
- Он очень короткий. Мой последний театр - «Ленком», в котором я проработал три года после окончания Щукинского театрального училища. Нас с Колей Караченцовым взяли в театр в один год. Мне сразу дали главные роли, а Колю Марк Захаров назначил моим дублером. Когда я ушел из театра, причем довольно категорически, Коля стал играть мои роли и прославился. Я покинул театр в 1969 году.
- Не жалеете, что в вашей жизни столько лет не было театра?
- Я вообще не хотел быть только артистом. Мне было тесно. Я сам хотел ставить. Спектакль «Бэмби» - мой режиссерский опыт. Все свои планы я реализовал и в кино, и в качестве режиссера
- Со спектакля «Бэмби» начался детский театр вашей бывшей жены Натальи Бондарчук, а до этого она сняла фильм «Детство Бэмби»», в котором вы сыграли главную роль. Можно сказать, что вернулись в молодость?
- Наташа попросила написать меня стихи к песне матери (в те годы я сочинял стихи). До сих пор помню эти строки. В спектакле «Бэмби» мы поднимаем вопросы бесстрашия перед вечностью. Страх смерти делает нас рабами этой жизни и, простите, трусами.
- Неужели не боитесь смерти?
- Я не боюсь умереть. Более того, я уже был на том свете. Знаю - как прекрасен тот мир, куда уходят. Правда, не все попадают туда, где красота и гармония. Кто плохо жил и много грешил, тот окажется в другом месте. Там, где я был, все очень счастливые.
Нужно подготовиться к переходу к смерти. Каждый из нас уходит в вечность таким, каким он был на Земле. Смерти нет, поверьте.
Поэт и рифмоплет
- Вы очень любите Лермонтова и сняли о нем фильм. Как думаете, встретился ли Лермонтов на том свете со своими близкими: мамой, бабушкой?
- Конечно. Мама, бабушка его любили, и он их любил… Но в другом мире несколько другие законы. Там открываются все памяти - кем человек был до того, как попал на небо. Мы живем, не зная, что с нами было, а там - полная информация о каждом из нас. Причем там информация и о будущем.
- Исходя из этого, вы, когда придет час, надеетесь на встречу и с Андреем Тарковским?
- Конечно. Он любил меня, и я его любил. Мы обязательно будем вместе.
- Как вы относитесь к опубликованным дневникам Тарковского, в которых он довольно хлестко высказывается о фильмах Сергея Бондарчука, Владимира Наумова, Глеба Панфилова?
- Тарковский и Сергей Бондарчук - две разные планеты. Я бы их сравнил с Пушкиным (Сергей Бондарчук) и с Лермонтовым (Андрей Тарковский). Я наблюдал, как все режиссеры СССР завидовали Андрею, включая Глеба Панфилова. Завидовали, потому что он был недосягаем в своей гениальности. Он один мог говорить о третьем измерении мира, когда никто в Союзе не смел об этом даже думать. Андрей знал, что попадет в мир, о котором я вам только что рассказал, и готовился к нему.
- Читали Тарковскому свои стихи?
- И стихи читал, и песни пел. Андрей был очень резким человеком и высоко меня ценил только как артиста. Никогда не забуду нашу последнюю встречу перед его эмиграцией.
- Расскажите!
- Я встретился с оператором фильма «Иваново детство» Вадимом Юсовым. Мы выпили, разговорились. И Юсов сказал, что пять лет уже не видел Андрея, хотя они живут в одном доме. Жена Андрея - Лариса - сильно контролировала его, не подпускала к телефону, и он находился под ее каблуком. Мы с Юсовым пришли к Тарковскому домой. Дверь открыла Лариса. Увидев меня, прогнать не смогла. Мы просидели с Андреем до ночи. Андрей был очень агрессивным, предельно злым. Всех режиссеров, вплоть до Сергея Герасимова, называл «гэ». Мне сказал: «Да, какой ты, Коля, поэт и режиссер? Вот Пастернак - поэт, а ты - рифмоплет». Оскорбил Юсова, обозвав его «бездарным драматургом» (Вадим тогда стал писать сценарии). Я сказал Тарковскому: «Андрей, зачем ты обрубаешь ближним крылья?» Он посмотрел на меня внимательно, промолчал. Обнялись. Больше мы не виделись с Андреем.
Подарок зятю
- Андрей Тарковский очень любил женщин. Да, и вы, кажется, - ценитель прекрасного пола... И вкусы у вас, вероятно, совпадали, да? Взять хотя бы Наталью Бондарчук, у которой до брака с вами был роман с Тарковским...
- У Андрея было очень много возлюбленных. Гораздо больше, чем об этом известно даже знатокам его жизни и творчества. Тогда как я предпочитал жениться на женщинах, которых любил.
Наташу я полюбил, и она меня полюбила. Мы родили двоих детей - Ивана и Марью. Прожили душа в душу 18 лет. Потом наши любовные отношения переросли в другое чувство - дружбы и взаимного уважения. А ее любовь с Андреем нас только сближала. Мы оба любили его и понимали, кто он такой. Не вина Андрея в том, что он жил в другом измерении гораздо больше и насыщеннее, чем среди людей.
- С Натальей Сергеевной вы до сих пор в чудесных отношениях. А с первой супругой - Натальей Варлей - как?
- Наташа - моя первая любовь, и я рад ее видеть, слушать. Она пишет прекрасные стихи. Жаль, что очень мало снимается в кино. Наташа - человек очень достойный, хотя и сложный.
- Наталья Сергеевна Бондарчук рассказывала мне в интервью о том, что вы обожаете детей и внуков. Задариваете их презентами, берете с собой в путешествия...
- Как же иначе?!
- Мужу своей дочери Марии Бурляевой подарили машину после того, как она родила вам внука - тоже правда?
- Машину я купил Маше, а ездит на ней ее муж Володя, что, на мой взгляд, не совсем правильно. Еще бы ездил хорошо, не нарушая правил движения. Этой машины у них уже нет.
Ниже плинтуса
- Ваш сын Иван - очень талантливый композитор. Ходите на фильмы с его музыкой?
- Ходил на «Холопа». Ваня пригласил меня на премьеру со словами: «Папа, сразу предупреждаю, что «Холоп» - не шедевр, не Тарковский». Мне фильм понравился. Получился. Этакая комедия в духе Гайдая, но с современными технологиями.
- Как вы ощущаете сегодня наше время?
- «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее и пусто, и темно». Согласен с этими строками Лермонтова. Мы, старшее поколение, допустили эту безобразную жизнь, в которой сегодня живут нашу дети. Допустили подмену понятий и ценностей. Наш мир - без лика Божьего, хотя на каждом шагу стоят храмы и люди молятся.
Ниже плинтуса сегодня находится наш театр, где много патологии, извращений, издевательства над классикой. Идет наступление Дьявола на человека через вседозволенность. Повторяю, что в этом большая вина нас - отцов.
- Вы были заместителем Общественного совета Минкультуры. Что думаете о наших чиновниках?
- К сожалению, ими принимается много неверных решений. У меня ощущение того, что 90 процентов тех, кто руководит культурой, не имеют к ней отношения. Они понижают духовный уровень народа через кино, театр.
Кстати
- Предок Николая Бурляева был казачьим запорожским полковником - сподвижником Богдана Хмельницкого. Звали его Остап Бурляй.
- Николай Бурляев и Никита Михалков были однокурсниками. И несмотря на то, что делили одну девушку - Анастасию Вертинскую (она тоже с ними училась), так сдружились, что сейчас называют себя едва ли не лучшими друзьями.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов