В этой истории столько загадочного, нелогичного и мистического, что по ней можно было бы снять не просто фильм — сериал. Впрочем, один эпизод из биографии легендарного танцовщика Александра Годунова стал основой для сценария кинокартины.
Папа маленького Саши был военным. И хотя он бросил семью, когда младшему сыну было три, а старшему Олегу — четыре, Саша собирался пойти по отцовским стопам. Но его судьбу определила мама. Она отвела сына в Рижское хореографическое училище.
Годунову там не нравилось. Он был самым маленьким, ему приходилось слишком много работать, чтобы дождаться от педагогов доброго слова. Но именно его сразу после окончания училища позвал к себе Игорь Моисеев, который руководил тогда Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет». А через четыре года Александр Годунов стал солистом Большого театра. Ему 21, и он — настоящая звезда балета. Танцует главные партии и готов увести у мужа-балетмейстера 28-летнюю коллегу Людмилу Власову. В личной жизни своего он добьется, а вот в карьере вскоре начнутся сложности.
Годунов импульсивен, не желает плести интриги, для него практически не существует авторитетов. Поэтому существовать в коллективе ему очень трудно. Поначалу они с Людмилой танцуют по всему миру. Чуть позже Александра начнут понемногу прижимать. Тут не дадут главную роль, там не выпустят на заграничные гастроли. Говорили, что он рассуждал о побеге на Запад, к тому же еще с училища дружил с Михаилом Барышниковым, который только-только это сделал. Но близкие уверены: если что и было сказано, то просто в сердцах, эмигрировать Годунов не собирался.
Четыре года Александра не пускали за границу. И вдруг — труппа едет на гастроли в США, и он включен в список вместе с женой. В августе 1979-го танцует Тибальда в «Ромео и Джульетте» — эту партию Юрий Григорович ставил специально под Александра. После спектакля артист вдруг пропадает. В первое утро Власова даже не начала волноваться, решила — остался у друзей. Но на следующий день забила тревогу. Американские СМИ уже взорвались заголовками: звезда мирового балета Александр Годунов просит в США политического убежища и теперь нужно выхватить из лап спецслужб его жену.
Людмила Власова, между тем, спокойно заявляет, что поедет домой, в СССР. Она очень любила своего мужа, но для подобного решения у нее было несколько причин. Дальше начинается детективно-шпионская драма. Власову тайно вывозят в аэропорт и сажают в самолет «Аэрофлота». Но американские спецслужбы перекрывают взлетно-посадочную полосу, врываются на борт и требуют освободить балерину. Противостояние длилось три дня, при этом более ста пассажиров и члены экипажа оставались на борту. Людмила Власова своего решения не изменила, и американцам пришлось отступить.
О причинах, побудивших Годунова поступить подобным образом, споры идут много лет. По словам Власовой, его спровоцировали, и это решение было спонтанным — предавать ни страну, ни любимую женщину он не собирался. О чем он, вероятно, потом очень пожалел.
— Ты бы здесь не смогла, — написал он Людмиле однажды в письме. Рассказывая об этом в интервью, она добавила: «И он не смог».
Вписаться в американскую действительность, о которой он ничего не знал, Годунов так и не смог. Начиналось все неплохо: ему предложили контракт, он стал танцевать в коллективе Барышникова. Но с однокашником разругался — у них были диаметрально противоположные взгляды на балет. Годунов хотел танцевать классику, Барышников требовал меняться, следуя модным веяниям. Конечно, у него были выступления, гастроли и даже своя труппа, но все это ни в какое сравнение не шло с работой в Большом.
Однажды в жизни Александра появилась актриса Жаклин Биссет. Тогда ему показалось: это начало нового этапа. Во-первых, Жаклин из Европы, и по менталитету была ближе русскому. Во-вторых, она помогла возлюбленному попасть в Голливуд. Там фактурного и пластичного артиста приветили и дали несколько ролей. Годунов воспрянул духом. Он практически забросил балет, стал усиленно учить английский, чтобы избавиться от акцента, но через несколько лет осознал: других ролей, кроме тупых или быдловатых русских, бандитов или шпионов, ему не светит. С Биссет тоже не сложилось: предложение руки и сердца она не приняла, о детях даже говорить не хотела. Отношения постепенно сошли на нет.
В последние годы рядом с Годуновым были лишь пресс-секретарь Эвелин Шрайвер и его менеджер Арлин Медан, ведавшая финансовыми делами артиста. В 1995-м его найдут в квартире мертвым среди пустых бутылок. Скажут: одиночество, алкоголизм и поражения печени свели 45-летнего Александра в могилу. Однако в этой истории слишком много нестыковок.
Говорят, его тело нашла медсестра. Но он был здоров, и никаких курсов лечения не проходил. По поводу алкоголизма тоже спорно. Людмила Власова, коллеги и друзья в один голос утверждают: да, мог крепко выпить. Но не больше, чем остальные, да и запойным никогда не был. С кем он якобы пил накануне смерти и пил ли вообще, теперь уже никто не узнает: тело артиста было кремировано.
В последние месяцы Годунов пребывал в отличном настроении. Ведь ему удалось побывать в родной Риге, встретиться с матерью, братом, познакомиться с его семьей. Повидаться с одноклассниками. Он мечтал вывезти своих в Америку, о чем и сообщил брату, уезжая. Более того, он собирался и в Москву, ведь железный занавес уже рухнул. Мечтал увидеться с бывшей женой, которую обожал всю жизнь.
Но Арлин Медан даже не сообщила семье о смерти Годунова. А когда они узнали, отказалась высылать им официальное подтверждение, чтобы мама и брат могли сделать визу и приехать проводить Александра в последний путь. Именно Арлин распоряжалась похоронами, нарушив несколько пунктов завещания. Прах должен был быть разделен, часть развеяна, а часть передана родным. Им же было завещано все имущество. Но через два года после смерти семья получила лишь 600 долларов. Остальное в качестве гонорара за многолетнюю работу забрала госпожа Медан. Также она решила, что сценические костюмы, архив, а также авторские отчисления за прокат фильмов с участием артиста принадлежат ей. Прах Годунова она развеяла над Тихим океаном.