Лидия Федосеева никогда не любила Шукшина и изменяла ему со следующим мужем

Фото Бориса Кудрявова

Легендарный фотокорреспондент ТАСС, кинооператор Датского ТВ в России Анатолий Ковтун запечатлел многих выдающихся людей, в том числе Юрия Гагарина, Юрия Любимова и Вячеслава Тихонова. Но особую уникальность представляют его фотоальбомы, посвященные жизни и творчеству близкого друга - Василия Шукшина и его семьи. Ковтун находился вместе с Василием Макаровичем и на теплоходе «Дунай», где замечательный писатель, режиссер и актер скончался во время работы над фильмом Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

- Анатолий Иванович, 2 октября 1974 года актер Георгий Бурков первым обнаружил в каюте мертвого Василия Шукшина. Что вы думаете о дружбе сильно пьющего Буркова и завязавшего с алкоголем Шукшина?

- Бурков - подлец, и я очень его не люблю. Я был очевидцем, как он постоянно поил Шукшина крепкой заваркой - чифирем. Чай килограммами на теплоход присылала жена Георгия. Буркову на теплоходе нужен был компаньон, хотя он знал, что у Василия Макаровича больное сердце и что ему нельзя пить ничего крепкого. А еще Шукшин работал ночами - писал. К чему это привело, известно…

Смерть Василия Макаровича - одна из самых таинственных в русской культуре. Я не верю в то, что он умер по естественным причинам. Его могла убить партия. Шукшин был очень неудобным человеком для КПСС. Не верю я и в то, что Владимир Маяковский покончил с собой. Между прочим, я встречался с его возлюбленной - актрисой Вероникой Полонской, когда работал на Датском телевидении. Вероника Витольдовна на мой вопрос: «Его убили?» не дала прямого ответа, но по ее глазам я понял, что это так. Кстати, телеведущий Владимир Молчанов объявил в анонсе передачи, что обнародует сенсацию, связанную со смертью Маяковского, но на следующий день его уволили с Первого канала, и передачу не выпустили в эфир.

- Вернемся к Шукшину. Если бы это было убийство, его жена Лидия Федосеева-Шукшина, да и дочь Мария точно молчать бы не стали.

- Меня удручают грязь, суды и скандалы, связанные с Лидией Николаевной и с наследством Шукшина. Иллюзий в отношении Лидии Николаевны никогда не питал, но то, что она делает сегодня исключительно ради денег, - ужасно. У меня хорошие отношения с младшей дочерью Шукшина - Олей, которую обожал отец и которая очень на него похожа. Что касается Лидии Николаевны и Марии, то они - два сапога пара. Дочь - копия мамы, только современная.

- Любил ли Шукшин Лидию?

- Очень любил. Она - главная любовь его жизни. Только она его не любила. Никогда. И еще при жизни Шукшина тесно общалась со своим будущим мужем - оператором Михаилом Аграновичем. Он пришел в дом Лидии Николаевны, как в свой, через три дня после смерти Шукшина. Недавно мы говорили об этом с Ольгой.

С оператором Аграновичем вдова Шукшина прожила около десяти лет. Фото: Станислав Красильников/© «ИТАР-ТАСС»

Сальные шуточки

- Зачем Ольга ходит на ток-шоу, посвященные наследству отца?

- Ее беспокоит судьба архива Василия Макаровича. Он весь находится в огромном сундуке в квартире Лидии Николаевны, вокруг которой уже какой год идут скандалы. Лидия Николаевна заперла сундук и никого к нему не подпускает. А Ольга - единственная, кто много лет занимается литературным наследием отца. Однажды на приеме у губернатора Алтайского края я пытался поднять этот вопрос. «Вы не первый затрагиваете эту тему. Мы пытались поговорить с Лидией Николаевной, но все бесполезно», - ответил губернатор. Насколько мне известно, она просит за архив огромные деньги, просто нереальные.

- Почему вы считаете, что Федосеева не любила Шукшина?

- Женщина, которая любила мужа, никогда не будет рассказывать о нем гадости. Лидия Николаевна, как мы все знаем, поведала, в частности, что Шукшин бегал за ней с топором по квартире. Об их взаимоотношениях мне известно от самого Василия Макаровича. Напрямую он, конечно, не жаловался… Но я - опытный оператор, человек внимательный и, конечно, много видел, слушал, анализировал. Она плохо заботилась о нем, не готовила, не создавала уют. Лидия Николаевна жила в свое удовольствие, пользовалась и подчас злоупотребляла своей женской привлекательностью. Она не прошла испытание медными трубами.

Народная артистка уверена, что путь к сердцу женщины не может заслонить бюстгальтер. Фото: Архив «Экспресс газеты»

- Неужели она придумала, что муж бегал за ней с топором?

- Я точно знаю, что Василий Макарович никогда не поднял на жену и пальца. Он не мог ее ударить даже очень пьяный. Допускаю, что топор взял в руки и, быть может, замахнулся… Но это был, скорее, театральный жест, чтобы остановить жену, которая стала гулять почти в открытую. Их семейный союз изначально был построен на амбициях. Она понимала, что Шукшин - талантливый и у него был вес в кинематографе. А ему хотелось, чтобы рядом была любимая из его круга, которой можно гордиться, женщина творческая, в отличие от первой жены - сельской женщины. Но со временем он полюбил по-настоящему. Да и их девочек он обожал. Он ведь бросил пить после того, как едва не потерял дочку в коляске. Собрал волю в кулак и навсегда завязал.

- Как коллеги относились к Василию Макаровичу?

- С большим уважением. И это взаимно. Хотя были люди, которые ему не очень нравились. Например, Шукшин не больно любил Юрия Никулина. Не понимал и не принимал его вечные шуточки, анекдоты и сальные истории. Я пытался его переубедить, потому что неплохо знал Юрия Владимировича (работал ассистентом оператора на «Кавказской пленнице»), но, увы.

Средняя дочь Лидии Николаевны Мария - ее главная подруга. Фото Анатолия Мелихова

«Лимонов был такой мягкий, такой лапочка…»

Ковтун гордится, что однажды брюки ему сшил Эдуард Лимонов:

- Дело было в конце 60-х, - вспоминает фотограф. - Начинающий художник Виталик Стесин спросил, не надо ли мне сшить брюки и костюм, а то у него есть замечательный портной. Этим портным и оказался Лимонов. Прихожу с тканью к нему домой, а он - такой лапочка, такой улыбчивый, такой мягкий, такая кошечка. Брюки сшил быстро и очень добротно. За работу я заплатил 10 рублей - по тем временам большие деньги. Потом я ходил на поэтические вечера с участием Лимонова, но не могу сказать, что был поклонником его стихов. Роман «Это я - Эдичка!» пытался прочесть. Но от некоторых сцен у меня вставали волосы дыбом. Вроде моего единственного визита в кинотеатр Нидерландов, где я хотел посмотреть порнуху. Выбежал красный от стыда.