Танцевал в балете, всю жизнь мечтал о драматической роли: веселившему зрителей Сергею Филиппову не нравилось быть комиком
«Есть ли жизнь на Марсе?», «Я полагаю, торг здесь не уместен!», «Масик хочет водочки» — когда вспоминаешь эти фразы, в голове звучит чуть хрипловатый голос Сергея Филиппова и его неповторимые интонации. А ведь в актерскую профессию он и не собирался — мечтал танцевать на балетной сцене. В танцевальную студию школьник-хулиган, уже побывавший учеником и пекаря, и токаря, попал случайно. И пропал! Причем его взяли и очень хвалили. Настолько, что саратовские педагоги посоветовали ехать в Москву, поступать в училище при Большом театре. На экзамены Филиппов, правда, опоздал. Рванул в Ленинград — та же история, прием уже закончился. Тогда Сергей решил поступить в эстрадно-цирковой техникум.
После обучения его зачислили в труппу Театра оперы и балета. Однако с танцевальной карьерой пришлось распрощаться довольно быстро: после сердечного приступа, случившегося у молодого артиста прямо на сцене. Тогда Филиппов перешел от классических балетных спектаклей к эстрадным выступлениям. Его заметил худрук ленинградского Театра комедии Николай Акимов и пригласил в свой коллектив.
Актерская карьера Сергея Филиппова складывалась вроде бы отлично. Но как это часто бывает, прирожденный комик мечтал о более серьезных образах. Однако амплуа уже прилипло, и других ролей не предлагали.
— Я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину, — в конце жизни признавался Филиппов.
А зрители считали, что его герои, недалекие и развязные, — воплощение характера самого актера. Потому при встрече вели себя фамильярно, чего Сергей Николаевич терпеть не мог.
Во время съемок в картине Леонида Гайдая «12 стульев» Филиппова начали мучить жуткие головные боли. Режиссер даже хотел заменить актера, пригласив на роль Воробьянинова Ростислава Плятта. Но Сергей Николаевич уперся: буду играть, несмотря ни на что. На площадке артист работал на обезболивающих, а в больницу лег только после окончания съемок. Восстановившись после операции, вновь начал активно работать. На счету Филиппова более ста кинолент, в последней из которых он снялся за год до смерти.
Тем не менее в последние годы жил актер со своей второй женой Антониной Голубевой в полной нищете. Он не любил шумных компаний, даже врачей неохотно пускал в квартиру. Телефон практически постоянно был отключен. Когда супруга скончалась, Филиппов совсем замкнулся. На улицу практически перестал выходить. Кроме того, по словам актрисы Любови Тищенко, ухаживавшей за Сергеем Николаевичем последние годы, ему и не в чем было — вся одежда и обувь прохудились, а на новые не хватало денег.
Ушел из жизни Филиппов через год после любимой супруги — в апреле 1990 года. Ему было 77 лет. Говорили, что на похороны собирали с миру по нитке, поскольку на сберкнижке артиста денег не оказалось, а «Ленфильм» помогать в этом деле отказался.
— Только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали, — поведал после похорон Евгений Моргунов.
Памятник на могиле артиста ставил его сын Юрий, который не успел на похороны, потому что ему не сообщили вовремя. Он жил в США, куда эмигрировал еще в 1970-х вместе с матерью — балериной Алевтиной Горинович, первой супругой Филиппова. Сергей Николаевич этот поступок посчитал предательством. Говорят, даже не вскрывал письма, приходившие от сына. Тем не менее через 19 лет после смерти отца художник Юрий Филиппов выпустил биографическую книгу об артисте — «Есть ли жизнь на Марсе?». Помимо воспоминаний Юрия, в нее вошли рассказы коллег Сергея Николаевича о работе с ним.