Людмила Чурсина: «Все мы озабочены сексом, но мини-юбку мне носить стыдно»
- Людмила, как будете праздновать юбилей?
- Не буду. Этот юбилей пройдет под легким одеялом. Очень страдаю от жары. Да, и какие юбилеи в наше время! Стыд да и только! Люди умирают, а я юбилеи буду праздновать.
- Вы не участвуете в телешоу, не бываете на актерских событиях. Почему?
- Моя человеческая позиция состоит из трех понятий: естественность, достоинство и верность своим ценностям. Понимаю, что нынешнее время эпатажности внесло свои коррективы. Сегодня - тело, душа, мысли - на продажу. Отказываюсь от участия в «Пусть говорят» и других ток-шоу. Когда огромная аудитория занимается частными вопросами - романы, уходы от мужа к любовнику и подобная тематика, а в это время существуют большие проблемы, болевые точки, то тратить на такие обсуждения время не хочу. Борьба бога и дьявола всегда происходит на территории наших душ, и сегодня у меня предчувствие того, что дьявол близок к победе. Поскольку я читаю труды философов, священнослужителей, то понимаю, что дьявол и зло более действенны и агрессивны, тогда как добро незримо. Но, несмотря ни на что, поступательное движение жизни продолжается.
- Сейчас многие ставят классику в новых ракурсах. Зачастую в спектаклях герои озабочены сексом.
- А в жизни все мы разве не озабочены сексом? Все озабочены. Все, без исключения. Только один эту зависимость скрывает, другой - эпатирует своей сексуальностью. Другое дело, что секс превратили в главное удовольствие жизни, доведя его до всех степеней извращения… Но секс - основа жизни. Подумайте, почему кошки в марте безумно мяукают? А у мужчин весной наблюдается невероятный выброс тестостерона, и флюиды от него витают в воздухе. Это естественно. Солнце начинает светить, и жизнь пробуждается… Но человеку дана вот эта часть - голова, и вот эта (актриса показывает на сердце. - А. З.) - сердце или душа, и если мы существуем в гармонии и прислушиваемся к сердцу, то оно способно влюбиться.
- Верите в вечную жизнь?
- На эту тему существует столько хорошей литературы! Верю, что Творец создал совершенное создание - человека, который в самом себе совмещает и хирурга, и аптеку. Да, наша оболочка - уставшая, больная - превращается в горстку пепла… Земля - первый и последний наш дом. В спектакле на сцене Театра Российской армии «Та, которую не ждут» я играла странницу-смерть. Благословение на эту роль брала у батюшки. Несколько лет назад умерла моя родная сестра - буквально за четыре дня ушла от нас. На следующий вечер после похорон я играла этот спектакль, и он помог мне выдержать потерю… У сестры есть сын - мой племянник, и у одной его дочки ДЦП (последствие родовой травмы. - А. З.). Я помогаю семье племянника. Ради нее, собственно говоря, так много работаю. Медицина в нашей стране очень дорогая...
Сутулая дылда
- Вашими мужьями были режиссер, ученый-океанолог и дипломат, а вы всегда оставались актрисой, даже в браке с сыном генсека Игорем Андроповым. Не хотелось оставить сцену и стать просто светской дамой?
- Я всегда рассчитывала только на себя, а посему не могла, да и не хотела приносить себя в жертву любимому мужчине. Правда, каждый из них уважал мою свободу и не посягал на мою территорию. Будучи женой талантливого режиссера Владимира Фетина, я спокойно снималась и в его картинах и работала с другими режиссерами. Что же касается моей жизни с Игорем Андроповым, то я не вторгалась в международную политику, которой он занимался, а он ничего не имел против театра. С Игорем Юрьевичем мы поженились уже в зрелом возрасте. Да, я бывала на приемах, общалась с самыми высокопоставленными людьми. Но каждый из нас в своей жизни дипломат, не так ли? И в жизни играем куда сложнее, непоправимее, чем на сцене. Игорь Юрьевич был человеком очень образованным, с феноменальной памятью (ему было достаточно посмотреть на большой текст, чтобы потом повторить его, буквально до запятой). Да, я училась у него - наблюдать за людьми, понимать их. Чтобы с одного взгляда все было понятно. Но политика - дама коварная, и я держусь от нее подальше.
- В спектакле «Элинор и ее мужчины» вашей героиней была королева. А есть ли в вас царские черты?
- Я была очень разной. До шестого класса - жуткая хулиганка, которую выгоняли из школы. Только потом взялась за ум и даже умудрилась окончить школу с золотой медалью. В моей жизни были периоды бесшабашности, жадности к жизни, веселья, травли анекдотов до утра. Сейчас мне это неинтересно. Хочется больше наблюдать, а не участвовать. Размышлять, заглядывать внутрь себя. Темперамент у меня бурный, взрывной, если что, «шашка над головой» - от папы. А мама у меня - тихая, спокойная, рассудительная… Словом, союз родителей - огонь и лед. Но мама тихой сапой могла довести любого до прыжка под потолок. Когда я наблюдала за людьми, которые не владеют собой, и от этого страдают окружающие, то дала себе слово: «Никогда не позволю унизить другого человека».
- Людмила, вам удалось сохранить свою природную красоту, стройность. Что вы для этого делаете?
- Долгое время, даже когда уже стала известной актрисой, у меня было много комплексов. Во времена моей молодости мужчины были невысокого роста. Я же - дылда, да еще сутулилась. У всех девушек нога 36-го размера, у меня- 39-го. Отсюда - скрюченные пальцы на ногах. Поэтому мне хотелось иметь другую внешность. Это сейчас я говорю: «Господи, спасибо за все, что ты мне дал и какой меня сотворил». С годами я стала понимать, что я - не дурнушка. Стараюсь и сейчас выглядеть достойно.
- Я была свидетельницей, как вы подарили актрисе Ольге Волковой настоящее жемчужное ожерелье. Меня этот жест поразил. Вы часто раздариваете украшения?
- Не ношу украшения и вообще люблю одеваться предельно просто. Между прочим, одна моя поклонница высчитала, что где-то 600 лет назад я была мужчиной-ювелиром. Видимо, еще тогда мне так надоели украшения, что в этом своем воплощении я их надеваю только на сцене. Мне все мешает. Однажды кольцом вырвала пол-уха. В обычной жизни предпочитаю одеваться уместно происходящему, своему возрасту… Стыдно носить мини-юбку. Хотя в сцене одного спектакля я бегаю в одних колготках, и слышу зрительские ахи: «Какие ноги!» Да! Еще какие!
Ее любимые мужчины: от Этуша до Андропова
⇒ На втором курсе учебы в Театральном училище им. Щукина в Чурсину влюбился ее педагог Владимир Этуш. Он и стал ее первым мужчиной
- Я сопротивлялся этому, но… сердцу не прикажешь, сдался, - пожимал плечами народный артист. - Я ощутил притягательную близость этой девушки. Она была типичной русской красавицей. С ней это случилось впервые, и я испытал чувство влюбленности в этого великолепного человека, светившегося изнутри благородством и целомудренностью. Каюсь, но не жалею!
Ради Людочки Владимир Абрамович даже собирался бросить семью - преподавателя английского Нину Крайнову и их дочку Раю. Но вмешалось руководство Щуки. Этушу выдвинули ультиматум: или роман с Чурсиной, или преподавательская должность.
Владимир Абрамович выбрал профессию и семью.
⇒ Первой яркой ролью Чурсиной в кино стала Дарья из «Донской повести», которую поставил автор «Полосатого рейса» Владимир Фетин (настоящая фамилия - Феттинг). Между актрисой и режиссером вспыхнул роман. После окончания работы он продолжал слать ей из Ленинграда в Москву любовные письма. Вскоре Людмила перебралась в город на Неве, стала женой Владимира Александровича и сыграла главные роли еще в трех его фильмах - «Виринея», «Любовь Яровая» и «Открытая книга». Если на площадке Фетин был суперпрофессионалом, то дома превращался в растяпу - не мог завязать галстук, найти парные носки и готовить, а главное, крепко прикладывался к бутылке.
- Я пыталась вместе с ним выпивать, думала, это его напугает, - признавалась актриса в программе «Судьба человека». - Но не помогло. 13 раз я, к сожалению, уходила, пока в какой-то момент не поставила точку: всякому терпению наступает конец.
Чурсина добавила, что во время их 17-летнего брака даже едва не покончила с собой, но вовремя одумалась. Тем более что во время съемок «Весны на Одере» ей симпатизировал актер Анатолий Кузнецов, тот самый товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни». Правда, скрытная звезда отрицала, что у них были интимные отношения.
⇒ В начале 80-х Чурсина стала женой океанолога Владимира Залитиса, отзывчивого и доброго человека, который, в отличие от Фетина, не пил и был очень галантен с актрисой. Но уже через пару лет супруги поняли, что у них нет точек соприкосновения, и разбежались.
⇒ Последним мужем актрисы стал дипломат Игорь Андропов, сын генсека Юрия Андропова. Пиком карьеры Игоря было назначение послом в Грецию. По слухам, там он запил сильнее обычного, узнав об измене первой супруги Татьяны Квардаковой, родившей ему сына и дочку, с рок-музыкантом Михаилом Файнзильбергом, лидером группы «Круг».
За пьянку Андропова отозвали в Москву. Вернувшись, на вечеринке он познакомился с бездетной Чурсиной и женился на ней. Но не прошло и четырех лет, как и они развелись, и Андропов собрался опять жениться на Квардаковой. Этому предшествовали судебные разборки Игоря с актрисой: Чурсина принялась делить квартиру Андропова, в которой они жили во время брака, уверяя, что собирается зарабатывать на сдаче своей половины.
Чтобы решить ситуацию, Квардакова продала собственную жилплощадь на Патриарших прудах, которую ей выделил бывший влиятельный свекор. Часть от вырученной суммы Татьяна отправила детям в США, где те учились, а вторую отдала Людмиле, чтобы та оставила их с Игорем в покое.
Источник фото: Лариса Кудрявцева