17 июля минует 16 лет со дня смерти Спартака Мишулина - смешного Карлсона, пана Директора из «Кабачка 13 стульев» и Саида из «Белого солнца пустыни». Накануне скорбной даты и к грядущему осенью 95-летию народного артиста его 41-летняя дочь и коллега Карина в Московском доме книги презентовала мемуары об отце - «Спартак Мишулин. Правда под запретом».
- Когда я только начинала писать эту важную для себя книгу, в нашей семье происходила не очень приятная история, куда мы спровоцированно попали, - начала рассказ Карина Мишулина, которая, как многие помнят, четыре года назад вступила в конфликт с молодым актером (а ныне ведущим ток-шоу «На самом деле» Тимуром Еремеевым), объявившим себя внебрачным сыном Спартака Васильевича. - Тогда меня переполняли боль и эмоции. И изначально я начала писать об этом. Но в какой-то момент поняла, что мой папа заслуживает доброй памяти, потому что он был очень светлым человеком. В результате рассказала о нашей семье, о том, как мы жили, каким папа был дома, как мы путешествовали. И конечно, про их любовь с моей мамой. Ну и вкраплениями входит та самая досадная история. Потому что, к сожалению, теперь уже из песни слов не выкинешь.
- Кто может рассказать об отце лучше, чем собственная дочь.
- У нас действительно была очень сильная связь, я его очень сильно любила. И мне посчастливилось расти в семье, где примером всегда была любовь родителей и их очень бережные, нежные, уважительные отношения. Наверное, поэтому меня так задела вся та ложь, которая полилась в наш адрес. Ведь ты с детства знаешь, что такое честь и достоинство, семья и дружба. И вдруг, в один момент, все это перечеркивают люди, которые вас совсем не знают! И при этом они начинают внушать, что вы своей жизнью не жили. А когда вы говорите: «Уважаемые, оставьте нас в покое, дайте возможность сохранить память о нашем любимом человеке и, пожалуйста, не надо его трогать, он умер и не может за себя ответить», на это следует ответ, что нет, терпите, вы должны терпеть.
- Но вы же очень эмоционально защищались в ток-шоу по поводу возможного наследника отца.
- Да, мы с мамой не смогли сдержать эмоции. Потому что нам действительно было очень больно. Но уже пройдя этот путь, я поняла, что если бы в тот момент я бы имела мудрость сегодняшнюю, то, конечно, мы бы все это перевели в какой-то юмор и не позволили бы всей этой провокации разрастись. Сейчас я хочу сказать огромное спасибо Андрею Малахову. Он очень нам по-человечески помог. И моя мама жива благодаря ему. Когда у нее из-за всей этой нелепой шумихи случился инсульт, Андрей за час нашел нужного врача в Боткинской больнице, и мама осталась на этом свете. А оттого, что вовремя спохватились, она сейчас функционирует, говорит, ходит. Только за это я до конца жизни буду благодарна Малахову!
- Чем вы руководствовались, соглашаясь на целую серию скандальных телепрограмм?
- Как раз про это подробно пишу в книге. Но если коротко, то сразу после того, как в известном журнале вышло интервью этого молодого человека, на протяжении двух месяцев нас с мамой принялось атаковать телевидение. Мы категорически отказывались сниматься, но за два дня до первого эфира поступило сообщение, что эти люди якобы нашли некую шапку, принадлежавшую моему папе. И этот человек (Еремеев. - Л. К.), дескать, даже сдал тест ДНК. И если мы не придем, то его автоматически сделают папиным сыном… Сейчас бы я, конечно, никуда бы не пошла. Потому что теперь прекрасно понимаю, как это работает.
- Кому была выгодна эта ситуация?
- По моему сугубо личному мнению, которое опирается на факты, очень часто, чтобы стать моментально известным, нужен скандал. Лучший выход - стать ведущим федерального канала. Но поскольку человек, которого никто не знает, не может быть ведущим, надо сделать так, чтобы его не просто узнали, но и полюбили. Вот для этого и делаются некие истории, в которых, как в сказке, есть добро и зло. Конечно, этот человек должен быть «добром». В результате, встав на защиту чести папы, я невольно помогла им быстрее сделать его (Тимура Еремеева. - Л. К.) известным. Очень надеюсь, что, прочитав мою книгу, люди все-таки поймут, что я не скандальная хабалка и истеричка, а просто очень сильно люблю отца. Кстати, в какой-то момент мне поступило предложение стать ведущей на федеральном канале. Но взамен я должна была предать папу. Когда отказалась, то услышала: «Ты пожалеешь!» После этого меня «ушли» из театра, закрыли для меня антрепризы и съемки кино. Эти люди поспособствовали, чтобы меня внесли в негласный черный список. Но даже в эти моменты, клянусь, я сидела с мужем и мамой и говорила, что если бы я согласилась - то, получив работу, не смогла бы не только ходить к папе на могилу, но и даже смотреть на себя в зеркало.
- А что сейчас?
- Все потихоньку нормализуется. И еще одно я мысленно пообещала папе. Что когда-нибудь рожу еще сына и назову его Спартак. В честь знаменитого деда. И лелею надежду, что это сделаю.
Бесплодный, но не импотент
В своей книге Карина Мишулина раскрывает сенсационные факты об отце. Например, приводит свой откровенный разговор с мамой сразу после того, как Еремеев стал претендовать на родство с их семьей.
- Карин, мы с папой никому и никогда это не говорили, но есть одно «но»: после твоего рождения мы сразу хотели родить второго ребенка, но не получалось. Пошли к врачам, и выяснилось, что после аппендицита в 1980 году папа очень сильно застудился и переболел мужским воспалительным заболеванием, а так как возраст был не юный, то последовало бесплодие. Но только об этом не надо говорить, люди могут извратить это по смыслу. У нас почему-то многие читают одно, а видят другое в написанном. Говоришь «бесплодие», а это превращают в половое бессилие, хотя это совершенно разные вещи и никак не связанные друг с другом. И вообще это очень интимно. Поэтому не может он быть его сыном.
Не брат ты мне
Вот еще четыре аргумента дочери Спартака Мишулина, почему ее возможное братство с Тимуром (в мемуарах она называет его Тамир) - всего лишь миф.
1. Мать Тимура - Татьяна Еремеева, говорила, что познакомилась с Мишулиным, будучи еще школьницей в Вологде, куда на тот момент холостой актер приехал на гастроли. Но в небольшом городе о связи сорокалетней знаменитости из Москвы с малолетней моментально узнали бы все и обязательно настучали бы в партком.
- Можно было бы поверить, если бы после этого она исчезла из его жизни, но, с ее слов, она продолжает с ним встречаться, дожидается, когда он женится, рожает ребенка, и вот тут-то эта «благородная» женщина, не раздумывая, ложится под него и беременеет! - негодует Карина.
2. Как уверяет Тимур, о том, что его отец - Мишулин, он узнал, еще когда ему было пять лет, и после этого, дескать, вместе с мамой навещал Спартака Васильевича в Театре сатиры.
- Дальше в истории этого парня начинаются отголоски, похожие на биполярное расстройство, то он пишет, что никто ничего не знал, при этом его мать спокойно ходила в театр, то пишет, что все всё знали и его мать меня чуть ли не на руках держала. Ну уж такое я бы помнила! - утверждает Мишулина, добавляя, что вся гримерка отца была увешана ее фотографиями. - Никто не звонит маме и не говорит, что ее муж постоянно с какой-то женщиной… А главное, где же я в это время была? Учитывая, что я с полутора лет в театре, с четырех - на сцене и на гастролях, но ни разу не пересекаюсь с этими людьми?
3. Со слов матери Тимура, она часто ездила с Мишулиным на гастроли.
- Кто не помнит, в советское время в гостиницах без росписи в загсе вместе не селили в один номер, - припечатывает оппонентов актриса и добавляет. - Если бы папа понял, что это и правда его сын, сделал бы все, чтобы его узаконить, познакомил бы нас с ним, более того, еще бы и взял с нас клятву, что мы никогда не будем воевать, и решил бы вопрос с имуществом, чтобы никого не обидеть! Такой был папа, хотите вы этого или нет.
4. - На сегодняшний день ни одной ДНК-экспертизы не было и нет! - ходит с последнего козыря Мишулина. - И отказался ее делать именно Тамир! Да, тот самый, который в эфире передачи орал, что пойдет куда угодно делать ДНК и столько раз, сколько потребуется! Но в суде нет зрителей, к сожалению, там никто не видел, как он себя вел, как не мог ответить ни на один вопрос о папе, говоря, что он ничего не помнит, не знает, что надо спросить маму или адвоката! Серьезно? Адвокат должен лучше него знать историю его жизни? Ну а уж его отказ от ДНК-экспертизы, по-моему, объясняет все! Или у кого-то остаются сомнения? Если человек уверен на миллион процентов в родстве, чего ему бояться?!