Актера, озвучившего папу Дяди Федора и блеснувшего в «Бриллиантовой руке», некому было хоронить

Герман Качин
Герман Качин/ Фото: Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
Культовая мульт-трилогия про жителей деревеньки Простоквашино, как известно, снята по сказочной повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Автор задумал ее еще в молодости, когда работал в пионерлагере библиотекарем. Правда, поначалу главный герой был лесником. Но по совету коллеги - Бориса Заходера - Успенский заменил мужчину шестилетним мальчиком. Чтобы дети больше ему сопереживали.

Ни книжка, ни ее первая одноименная анимационная экранизация, выпущенная творческим объединением «Экран» в 1975 году, не стали событием. Зато настоящий хит спустя три года (с двумя продолжениями в 1980-м и 1984-м) получился у профессионалов с «Союзмультфильма».

Во многом своим успехом «Простоквашино» обязано актерам, озвучившим главных героев. Например, свой голос Шарику подарил Лев Дуров. За Матроскина говорил Олег Табаков. Мария Виноградова смогла первоклассно изобразить интонации Дяди Федора, Валентина Талызина — его мамы, Борис Новиков — почтальона Печкиным. А вот «голосом» папы Дяди Федора стал уже подзабытый сегодня актер Герман Качин. Он ушел из жизни четверть века назад - 13 июля 1996-го.  Герману Николаевичу было всего 58 лет.

Актерская карьера уроженца Казани начиналась лихо: поработав в середине 50-х в родном городе в театре, Качин рванул покорять Москву. Окончил ВГИК. Снялся в ставших популярными в 60-х картинах «Мичман Панин», «Казаки», «Порожний рейс», «Первый троллейбус», «Гибель эскадры»… Искренностью и простотой Гера привлекал не только режиссеров, но и поклонниц. В результате женился на стоматологе, обзавелся сыном Славой, который в будущем станет лидером рок-группы «Кеды».

Чтобы прокормить семью, резко опустил планку, «заштамповался» и стал соглашаться даже на эпизоды в проходных картинах. Хотя в его копилке появлялись и яркие работы. Например, в «Бриллиантовой руке» крошечная роль репортера, который берет интервью у семьи героя Юрия Никулина у теплохода «Михаил Светлов». Помните, как экранная дочка Сени крикнула в микрофон Качина: «Мы провожаем папу»?

С годами работы в кадре становилось все меньше. Герман Николаевич переключился на театр. А между поездками на любимую рыбалку зарабатывал озвучкой мультиков и дубляжом иностранных фильмов. В 90-е, как и большинство коллег из старой гвардии, остался не у дел. Начал крепко выпивать. После того как жена подала на развод, кочевал от одного приятеля к другому. Одно время жил у бывшей тещи. А потом уехал к матери в Казань. В последний путь окончательно спившегося Качина проводить почти никто не пришел. Поняв, что даже гроб нести будет некому, мать кремировала тело сына, а прах похоронила на Арском кладбище в столице Татарстана.






Самая колоритная старушка советских мультфильмов существовала на самом деле: с кого Эдуард Успенский срисовал Шапокляк
Крокодил Гена — социофоб, а у Ивана-дурака — синдром блондинки