Вынужденно ушла из МХАТа и живет затворницей на полмиллиона в месяц: что случилось с Татьяной Дорониной
Жили бедно, в коммуналке, одежду донашивала за старшей сестрой. Лишь однажды в раннем детстве случилось чудо: платье купили специально для нее – повели дочерей в театр. Вот там дошкольница Таня и поняла, куда нужно стремиться – в этот сказочный мир, где актрисы блистают на сцене словно королевы.
Она ни разу в себе не усомнилась. Настолько, что уже в 15 лет отправилась на прослушивание в Школу-студию МХАТ – тогда артисты прославленного театра ездили по разным городам в поисках талантов. Доронина легко прошла все три тура, но нужен был аттестат об окончании средней школы. Пришлось с поступлением повременить.
После выпускного Татьяна отправилась в Москву и подала документы во все театральные вузы. Ее готовы были принять везде, но она, конечно, пошла в Школу-студию. С ней на курсе учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Олег Басилашвили. С последним, москвичом из интеллигентной семьи, часто возвращались после занятий вместе – жили рядом. И в какой-то момент поняли, что не хотят расходиться по разным домам. Расписались без всякой помпы.
Мало того, Доронина без сомнений поехала за мужем в Сталинград – его распределили в местный театр, а ей предлагали куда более престижные места. Но не брали во МХАТ, куда она так стремилась.
– Против меня была развернута самая настоящая война. Потому как иначе нельзя было понять, почему весьма и весьма заметную девочку не хотят зачислять в штат МХАТа, – припомнит потом актриса.
Проработали они с Басилашвили в Сталинграде недолго, вскоре переехав в Ленинград, где поступили в труппу Театра им. Ленинского комсомола. Там ее и увидел Георгий Товстоногов. Пораженный талантом, пригласил в БДТ. Ее переход в легендарный Большой драматический сопровождался слухами: мол, поставила условие, чтобы Басилашвили тоже взяли и не на вторые роли. А Товстоногов был готов на все, лишь бы переманить Доронину. Но сама Татьяна Васильевна эти сплетни опровергала. Однако факт остается фактом. Пока Доронина блистала на сцене БДТ, Басилашвили оставался в тени. А вот когда Татьяна Васильевна рванула в Москву, карьера Олега Валериановича начала стремительно развиваться. И москвич Басилашвили навсегда остался в Ленинграде.
Но до того они развелись. Доронина потом будет путаться в показаниях. Кому-то расскажет об измене благоверного, в другом интервью сообщит о том, что просто угасли чувства. Басилашвили этот семилетний период своей жизни предпочтет вовсе не комментировать.
Доронина вскоре выйдет замуж за театрального критика Анатолия Юфита, который влюбился в нее без памяти, увидев на сцене. Он полностью растворился в любимой супруге, но однажды почему-то не встретил ее с гастролей. На том и закончился этот трехлетний брак.
В 1966 году Татьяна Доронина, бросив родной Ленинград и БДТ, где большинство спектаклей ставилось под нее, сбежала в Москву – к новому мужу Эдварду Радзинскому. К тому же ее наконец взяли в труппу МХАТа. В этот период стала активно развиваться и кинокарьера Дорониной. В 1960–70-е годы случились ее самые заметные роли. «Три тополя на Плющихе», «Мачеха», «Еще раз про любовь» – после которых актрису еще больше полюбили зрители. К слову, роль деревенской женщины Нюры Дорониной сначала не понравилась. Точнее, она не поняла, почему эту колхозницу предлагают играть ей. Но Татьяна Лиознова настояла, и грандиозный успех картины подтвердил правоту режиссера.
А на пробах к картине «Еще раз про любовь» по сценарию еще пока супруга Радзинского в гримерку к Дорониной зашел актер Борис Химичев. Его приглашали на главную мужскую роль, и он решил заранее познакомиться с партнершей. Но та так глянула на незнакомого ей парня, что он выскочил из комнаты и наотрез отказался сниматься с этой актрисой. Однако судьба подшутила над Химичевым. Они снова столкнутся через несколько лет – в Театре им. Маяковского, куда Доронина перейдет из МХАТа. И вскоре актер станет ее четвертым мужем. Он будет осознавать, что супруга известнее, востребованнее, больше зарабатывает, да и характер у нее куда более сильный. Вообще, об этом ходили легенды. Мол, Доронина никогда ни с кем не считалась, всегда поступала по-своему и всю жизнь вела себя, словно она королева, а все вокруг – челядь.
С Химичевым они продержались около десяти лет. Потом в жизни Татьяны Васильевны случится пятый, последний муж – сотрудник главного управления нефтепромышленности Роберт Тохненко. Очарованный Нюрой из «Трех тополей…», он перенесет образ на актрису ее сыгравшую. Трех лет брака окажется достаточно, чтобы понять: Доронина – далеко не Нюра. Сама актриса всегда уверяла: каждого из мужей любила искренне. Но главная любовь ее жизни – театр, точнее, МХАТ. У нее ведь от пяти браков ни одного ребенка не случилось.
Впервые она забеременела от Басилашвили. Но посчитала, что небольшая зарплата начинающих актеров и жизнь в комнатушке общежития – не те условия, в которых стоит обзаводиться детьми. После аборта врачи сказали ей, что эмбрионов было два. Впрочем, в четвертом браке – с Борисом Химичевым – условия были куда комфортнее, но рожать Доронина опять не захотела.
В 1983 году Татьяна Васильевна вернулась из «Маяковки» во МХАТ. В 1987 году, после его раскола, осталась в здании на Тверском бульваре, возглавив театр. Нельзя сказать, что МХАТ при ней процветал и пользовался успехом у зрителя. Возможно, поэтому в 2019 году ее сместили с должности: худруком стал Эдуард Бояков, а Татьяне Васильевне придумали должность президента театра и по сей день выплачивают ей зарплату, которая составляет 500 тысяч рублей в месяц.
Бояков, впрочем, утверждает, что предлагал Дорониной какие-то постановки в качестве режиссера. Доронина эту информацию не комментирует. Последний раз она вышла на сцену 26 января 2019 года в спектакле «Васса Железнова», с тех пор в театре, ставшем для нее жизнью, ни разу не появлялась. 87-летняя Татьяна Васильевна живет затворницей – интервью не дает, на светские мероприятия не ходит. В ее жизни не осталось никого и ничего: ни мужей, ни любимого детища.