Последней женой поэта Николая Зиновьева, автора нестареющих шлягеров «Казанова», «Паромщик», «А музыка звучит», «Дельтаплан», «Зеленый свет» («Ну, почему, почему, почему был светофор зеленый?»), скончавшегося три года назад, была актриса Елена Борзова. Хотя они прожили в браке четверть века, информации об их отношениях крайне мало. «Экспресс газета» решила заполнить этот досадный пробел и пригласила Елену Николаевну на откровенный разговор.
- С Николаем Николаевичем мы не только прожили в браке 25 лет, но и венчались, - начала рассказ Елена Борзова. - Я - третья жена поэта. Несмотря на наш официальный брак, c Зиновьевым мы жили дистанционно. Причина в том, что его мама - красавица, актриса, пианистка, когда сыну было 19 лет, пережила сложную ситуацию с его ранением (получил штыковой удар в шею, когда пошел провожать «чужих» девушек), смерть мужа и всегда очень ревностно относилась к женщинам Коли. А Зиновьев влюблялся очень часто, даже когда страдал тяжелым недугом в конце жизни (болезнью Паркинсона. - А. З.), и стихи к песне «Казанова» написал почти о себе. Вот так он и метался между мамой и женами. Во многом из-за мамы распался его первый брак с балериной Сашей, хотя любил ее безумно, посвятил ей потрясающие стихи. Уже после развода Александра привезла своего сына от другого мужчины показать Колиной маме и сказала, что ребенок похож на Зиновьева.
На мне же он женился во многом потому, что увидел надежного человека и верного друга. К тому времени его мама стала болеть, да и его здоровье оставляло желать лучшего. Он знал, что я не брошу в беде, не предам, буду помощницей в делах. Так и произошло.
- Как правило, жены знаменитостей преувеличивают силу любви. А вы говорите об отношениях с поэтом реалистично.
- Мы с Колей встретились уже взрослыми, у каждого был большой опыт за плечами, романтизма практически не осталось. Я сразу полюбила его поэзию, считаю ее неповторимой, самобытной. Его стихи мне нравились больше, чем он сам. С двумя предыдущими мужьями из актерской среды натерпелась. У меня двое сыновей от двух браков. Зиновьев тоже очень хотел, чтобы я родила ему ребенка. Но не случилось. Да и назвать стабильным наш брак сложно. Я уходила от него и возвращалась. За время последнего моего ухода мы не виделись полгода. У него уже начался роман с другой женщиной - очень красивой, обеспеченной. А когда я решила вернуться, встретила ее около Колиного дома на Гоголевском бульваре. Она тут же развернулась на своей машине и навсегда уехала.
- Правда ли, что Зиновьев - двоюродный брат Олега Янковского?
- Да, Янковский с женой Людмилой Зориной были на нашем венчании. А в стихах к юбилею Ростислава Янковского мой муж написал: «Если бы мама Олега Янковского не вышла замуж за Ивана Янковского, то вы, братья Янковские, были бы все Зиновьевы». Зиновьевы принадлежали к столичной элите - и по статусу, и по образованию, и по уровню жизни. Отец моего мужа был режиссером в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, мама - пианисткой у балерин в Большом театре. Их знали все культурные слои Москвы. Время от времени я звоню Людмиле, вдове Олега Ивановича, приглашаю на творческие вечера, но она ни разу не смогла прийти.
- Елена Николаевна, у вас случались романы с коллегами?
- Мои первый и второй мужья - актеры. Второй, кстати, уехал в США. Я его очень долго ждала. А когда слышала песню «Америка-разлучница», с трудом сдерживала слезы. Я его очень любила. Сейчас он превратился в американца с заплывшими глазами, откормленного фастфудом. Когда в моей жизни появился Зиновьев, Толя вернулся в Москву, чтобы «сохранить семью». Но его желанию не суждено было осуществиться. Что касается моих чувств к коллегам-актерам, то это были скорее влюбленности в их талант. Мне очень нравились Борис Невзоров, Станислав Любшин, Никита Михалков, Сергей Шакуров. Жена Невзорова Настя Иванова была моей близкой подругой. Она жила в моем доме, когда училась в Школе-студии МХАТ. Настеньку жестоко убили, и это жуткая трагедия и для Бори, и для всех ее друзей.
- Какие у вас отношения с исполнительницей песни «Паромщик» Аллой Пугачевой?
- Никаких. Между Колей и Аллой что-то произошло, и они не общались.
- Можно ли прожить на авторские отчисления за песни Зиновьева?
- РАО перечисляет раз в квартал около 12 тыс. руб. Но я не бедствую - преподаю, иногда снимаюсь, провожу концерты. К сожалению, телевидение не хочет делать программы о Николае Зиновьеве, потому что я не позволяю копаться в грязном белье. Известно, например, что у мужа когда-то случился роман с одной высокопоставленной дамой. Первый канал предлагал придумать «историю», но я отказалась.