Александра Еременко кошки трижды спасали от смерти
На его выступлениях стояли толпы, а стихи знали наизусть и могли цитировать с каждой строки. Еременко вместе с первым мужем Ольги Свибловой Алексеем Парщиковым и Иваном Ждановым* принадлежал к группе метареалистов. Как объясняла в свое время «Литературная газета», в основе их поэтики лежала любовь ко всему непонятному.
Свои лучшие стихи Ерема, как его называли поэты, написал в 80-е. В двухтысячные - замолчал. Причем и в прямом, и в переносном смысле. Он потерял поэтический дар. А из-за рака горла в конце жизни потерял и голос. Общаться мог при помощи блокнота, однако курить и выпивать не переставал.
Поэт постоянно попадал в переплет. В молодости он мог погибнуть тысячу раз на Камчатке. На рыболовецком судне отморозил уши при –46. Однажды груженное рыбой судно перевернулось, и потом несколько месяцев море вместо рыбы выбрасывало тела людей. Там, на Камчатке, погиб его родной брат, провалившись под лед.
Но всякий раз поэт спасался чудом. Он действительно любил жизнь, и она была ему интересна.
В чулане вечности противном
над безобразною планетой
летала ласточка активно,
и я любил ее за это.
За последние два года несколько раз положение признавали безнадежным. «Готовьтесь», - говорили врачи его жене. Однако всякий раз поэта спасали коты. Трижды любимые кошки умирали, приняв на себя болезнь своего хозяина, а хозяин волшебным образом восставал из мертвых.
В последний раз Еременко забрали в больницу в мае. Он попал в «Коммунарку» с коронавирусом, и никто не верил, что при своих сопутствующих болячках поэт вернется. Однако - снова чудо. Сначала любимый и не старый рыжий кот ушел на радугу, а через несколько недель - Еременко выписали.
За последние полтора года обрывается уже третья кошачья жизнь в нашей семье... Мистика, но каждый раз это печальное событие совпадало с чудесным возвращением Саши к жизни из уже, казалось бы, безнадежного состояния, - писала жена поэта.
А эти пророческие строки поэт написал 20 лет назад:
Скажу тебе, здесь нечего ловить.
Одна вода - и не осталось рыжих...
Он не имел в виду ни воду в легких, ни рыжего кота. Он посвятил это ушедшему в иной мир поэту Борису Рыжему. Посвящение стало едва ли не последним сильным стихотворением Еременко.
По неведомым космическим законам было суждено, чтобы рыжий зверь вернул Ерему к жизни ровно на месяц. Королю поэтов было 70 лет.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов