Хулиган Никулин получил по заслугам
- Он учил нас драться на рапирах, - рассказывал Никулин. - После нескольких занятий мы бились, как заправские спортсмены. Показали бой Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: «Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия!» Тогда-то он и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.
А помните, Балбес натыкается на скелет? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Юрий Владимирович решил похулиганить - сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг, сомкнувшись, щелкнули. Камера сняла эту импровизацию - так она и вошла в фильм. На худсовете, где обсуждалась эта новелла, тогдашний руководитель 2-го творческого объединения «Мосфильма» Иван Пырьев срезюмировал:
- В комедии главное - четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, всегда разный!
Кстати
- У Юрия Никулина были все шансы сыграть главную роль. Когда работа над картиной только началась, в журнале «Наука и жизнь» опубликовали исследования знаменитого антрополога Михаила Герасимова, который по костям черепа восстановил портрет царя Ивана IV. Увидев это изображение, Нина Гребешкова ахнула: «Ой, ну вылитый наш Юрка!» Никулин категорически отказался сниматься, считая, что ленту положат на полку, и как мог отговаривал Гайдая браться за сценарий опасного Михаила Булгакова.