«Бог победил»: как Александр Михайлов в 26 лет покончил с кино и театром и стал петь в церкви
26 мая 2021, 09:29
14130
поделиться с друзьями
поделиться с друзьями
Однажды шестилетний Саша Михайлов заявил маме: когда вырасту, буду актером! В 12 он пошел в театральную студию, где не просто учился актерскому мастерству, но еще и фехтованием занимался. Серьезная подготовка не прошла даром: в Высшее театральное училище им. Щукина Александр поступил сходу.
Уже на втором курсе Михайлов воплотил образ Ромео в телеспектакле Анатолия Эфроса «Ромео и Джульета». Получив диплом, устроился в Центральный детский театр (ныне РАМТ). Талантливый актер был нарасхват: его активно занимали в постановках и звали в кино.
Страна узнала имя актера после выхода на экраны комедии «Формула любви», в которой Александр Михайлов сыграл порывистого юношу-мечтателя Алексея Федяшева.
— Я задумывался, почему фильм оставляет такое светлое впечатление. Ведь Калиостро боролся с Богом, хотел вывести формулу любви и доказать, что человек сильнее Творца. Но в результате получается, что Бог победил. Кстати, у А. Н. Толстого этого нет. Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям, придумал Григорий Горин. Между прочим, роль Алексея стала для меня автобиографичной. В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же, — рассказывал позже Александр в интервью журналу «Фома».
Эта роль могла бы стать для него пропуском на кинематографический Олимп, а оказалась последней в его карьере.
В театре он познакомился с Еленой Черняк, и молодые актеры мгновенно ощутили духовную близость. Однажды Михайлов признался возлюбленной, мол, тяжело на душе, хочется выговориться. И она отправила его к своему духовнику Николаю Ведерникову, у которого крестилась в 21 год.
Эта встреча стала поворотной для Александра. Довольно быстро он осознал, что его предназначение в другом.
— Я столкнулся с другим миром, и когда я понял, что это для меня серьезно, одновременно осознал, что с чем-то надо проститься. А именно, со своей сегодняшней жизнью. Это момент очень сложный для любого новоначального. Ты понимаешь, что жил неправильно. Но важно в этот момент не думать, что вся предыдущая жизнь была напрасна. Напротив, она была этапом, ступенью к нынешнему состоянию, — объяснял актер.
Они оба расстались с театром в 1987 году — Александру было 26 лет, Елене — 30. Некоторые коллеги крутили пальцем у виска: Елена и Александр востребованные актеры, их зовут сниматься, а они мало того что отказываются от ролей, а теперь и вовсе ушли из профессии! Не приняли этот поступок даже родители актеров. А супруги просто не могли лицемерить, соглашаться играть противоречащие их принципам роли и продолжать зависеть от сценаристов и режиссеров.
— Самое страшное, что мы почувствовали — в нашей жизни появилась ложь. Мы работаем в театре, получаем за это зарплату, и мы ведем двойную жизнь. Жизненные принципы одни, а делать приходится совсем другое. В последнее время при распределении ролей Саше доставались то роль убийцы, то самоубийцы. Он отказывался один раз, другой, третий, а потом началось негодование администрации. И у меня тоже настал критический момент. В последней работе, когда постановщик танцев стал ставить хореографию, там были такие движения, что я подумала — вот мой муж придет на это смотреть, и как я буду все это вытворять? Ему же будет просто стыдно за меня, — аргументировала такое решение Елена Михайлова.
Еще не покончив с актерством, супруги начали обучаться вокалу. Уйдя из театра, устроились певчими в храм. Стали исполнять духовные песни со сцены и даже записали несколько альбомов. В 1997 году окончили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Супруги Михайловы и в театр вернулись.
— Когда мы уходили из театра, то мнение многих батюшек о том, что это греховное дело и все это надо бросать, оно сыграло решающую роль. А когда мы уже ушли и работали в храме, тогда мы увидели, что при храме есть воскресная школа, там ставят спектакли, дети играют белочек, зайчиков, волхвов. Мы увидели, что и в церковной среде это есть. Есть театр, есть постановки, детей водят на детские спектакли, значит, это можно, и для нас все стало открываться заново. Мы поняли, что не театр плох сам по себе, все зависит от того, как это сделано, — признавалась Елена.
Михайловы поставили сказку М. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», а позже подали идею руководству Вахтанговского театра поставить на прославленной сцене «Матренин двор» Солженицына и сами сыграли в этом спектакле. К слову, постановка по сей день идет в Театре им. Вахтангова.
— Ничто не было напрасным в нашей жизни. Я считаю, что это время, после ухода из театра, было периодом набора чего-то уже совсем другого. Оно было нам нужно для того, чтобы потом выйти на исполнение духовных песен, на наш спектакль, совсем с другим внутренним багажом, другой внутренней наполненностью. Это большая милость Божия к нам. И тот жизненный путь, который мы прошли, то, что мы получили богословское образование, наложило колоссальный отпечаток на нашу дальнейшую деятельность, на наше творчество и на всю нашу жизнь, — не жалеет о сделанном когда-то шаге Александр Михайлов.