Сыгравший Гурина в «Москва слезам не верит» Александр Фатюшин крутил роман с замужней коллегой и патологически ревновал жену
Родители отнеслись к этой идее скептически. А сестра и вовсе припечатала: «Куда тебе?! Фамилия Фатюшин — не актерская». Но Александр был в себе уверен. «Вот увидишь, через десять лет эту фамилию узнают все!» — парировал он.
В ГИТИС он попал только со второго раза. Зато на курс к худруку Маяковки Андрею Гончарову — вместе с Игорем Костолевским и Александром Соловьевым. И всех троих Гончаров взял в свой театр. Соловьев, правда, перешел позже в ТЮЗ, а Костолевский и Фатюшин остались.
Александр был плотно занят в спектаклях, его талант по достоинству ценили коллеги и зрители. В кино появился впервые через год после получения диплома вуза. И снимался довольно активно, но практически всегда на вторых ролях. Поэтому самым заметным его кинообразом останется хоккеист Гурин из оскароносной картины «Москва слезам не верит». Огорчала эта роль актера лишь тем, что не соответствовала правде жизни. В финале приехавший на дачу трезвый Гурин должен был опять напиться. Но киноруководство заставило режиссера Владимира Меньшова вырезать этот вариант: дескать, советский спортсмен сильный и должен справиться с пагубным пристрастием.
Друзья-хоккеисты благодарили Александра за точное воплощение образа. К слову, любимый футбол он не забыл: многие годы играл в актерской команде, болел за «Спартак» и был свидетелем на свадьбе у Рината Дасаева.
Фатюшин мог сыграть еще в одном столь же любимом россиянами, как и «Москва слезам не верит», фильме. Эльдар Рязанов позвал его в «Служебный роман». И не молчаливым сотрудником статистического учреждения, каким он появляется на экране, а на роль мужа секретарши Верочки.
— Я должен был сыграть такого фанатика-мотоциклиста. Конфликт шел на уровне - он любил ее и мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше, — рассказывал актер.
На беду во время спектакля в театре Фатюшин получил травму глаза. Пережил операцию, долго лежал в больнице. Рязанов честно признался: ждать больше не могу, все сроки летят. Александр, скрепя сердце, предложил: вырезайте тогда всю роль, не хочу подводить съемочную команду. Вот почему муж Верочки присутствует в картине только в виде голоса в телефонной трубке.
Свою «Верочку» Фатюшин встретил в родном театре. Но сначала у него был страстный, но тайный роман с замужней актрисой, коллегой по сцене — Ириной Калиновской. Зная, что любовница актера работает с ним вместе, приписывали Александру отношения с Натальей Гундаревой. Но нет, они были просто близкими друзьями.
— Тема отношений с Сашей Фатюшиным для меня непростая. Он был талантливым во всем: и в жизни, и в любви, и на сцене. В какой-то мере сумел реализоваться, но пристрастие к спиртному нарушило все то, что еще могло произойти в его жизни. Он возвращался ко мне, пытался оправдаться, клял себя за это, как ему казалось, предательство и беспочвенную ревность. Но в душе я понимала, что жить с Сашей, как с мужем, не смогла бы никогда. При всех наших сумасшедших отношениях, его страсть к вину иногда перевешивала. Я пробовала ему помочь, но поверьте, его разрушение уже началось и остановить его казалось невозможным. При всем при том характер у Фатюшина был сильный, и бороться с ним у меня не получалось, — рассказывала историю запретной любви актриса в интервью «Экспресс газете».
При этом многие сотрудницы Театра им. Маяковского были бы не против, чтобы красавец-актер обратил на них внимание. Среди них актриса Елена Мольченко, моложе Фатюшина на 12 лет. И однажды ей повезло: Александр посмотрел в ее сторону. А уже через несколько дней сделал предложение. Фатюшину было 35 лет.
С Еленой они прожили 17 лет. К сожалению, без детей: врачи только руками разводили — мол, у обоих здоровье в порядке, не понимаем, почему не получается. Но они обожали друг друга, хотя и без недопонимания не обходилось.
— Фатюшин был катастрофически ревнивым. Когда возникали напряженные моменты, у меня с трудом получалось убедить Сашу, что все его подозрения напрасны, — вспоминала позже Мольченко.
В 1990-х Александр Фатюшин растерялся, как зарабатывать в новых условиях, он не понимал. Его приглашали и в новое кино, все так же на второстепенные роли. Давало знать о себе здоровье — беспокоило сердце. С трудом пережив уход своего учителя Андрея Гончарова в 2001-м, Фатюшин скончался через два года от осложнений на сердце после пневмонии. Ему было всего 52 года.
— Саша очень сильно переболел пневмонией и не долечился. Температура постоянно держалась повышенная, иногда поднималась до 38. Сердце в последнее время тоже давало о себе знать, но он играл спектакли и озвучивал роль в сериале «Моя граница». Озвучание было трудным. В воскресенье, в 8 вечера, он очень плохо себя почувствовал… И все… Сердце… — делилась вдова актера Елена Мольченко.
Лишь через семь лет Елена позволила себе вновь обрести счастье. Она вышла замуж за актера Игоря Воробьева — тихо, без лишней помпы.
— Сашу забыть невозможно. Когда мы только поженились, то сразу решили, что мы две самостоятельные единицы: никто не хлопочет и не занимается раскруткой друг друга. Хотя по паспорту я стала Фатюшиной, но, чтобы не было досужих разговоров — вот, мол, знаменитый артист пихает свою жену, — я продолжала выступать на сцене под девичьей фамилией. Недавно вышла замуж во второй раз и на всякий случай спросила у Игоря, хочет ли он, чтобы я взяла его фамилию, а он настоял, чтобы в память о Саше я осталась Фатюшиной, — рассказывала «Экспресс газете» Елена.