Зоя и Виктория Федоровы — мать и дочь, обе красавицы, обе актрисы. Как могла бы сложиться их жизнь, если бы не эта профессия, предполагающая, в том числе, общение с сильными мира сего. Но уж вышло, как вышло: актерская слава, разлука с любимым, ссылка и смерть от пули у одной, стремительная карьера, поиски отца в чужой стране, невозможность попрощаться с убитой матерью и мучительная смерть вдали от родины у другой.
После революции 1917 года отец Зои Федоровой дослужился до начальника паспортной службы Кремля, и семья переехала из Петербурга в Москву. Девушка мечтала быть актрисой, но после школы пришлось идти служить в конторе: настоял отец, не одобрявший легкомысленной профессии. Впрочем, долго Зоя не продержалась, и вопреки воле Федорова-отца поступила в театральное училище.
Известность ей принес фильм 1936 года «Подруги». Потом были еще несколько десятков картин: приглашать Федорову на роли не перестали даже после того как в 1938-м арестовали ее отца. Студенческий брак с актером Леонидом Вейцлером и непродолжительное замужество за режиссером и оператором Владимиром Раппопортом прошли, словно их и не было. Большую любовь с летчиком Иваном Клещевым разрушила война: он погиб. Некоторое время спустя в жизни Зои Федоровой появился мужчина, который определил судьбу самой актрисы и ее будущей дочери.
Американский дипломат и контр-адмирал ВМС США Джексон Тейт работал в посольстве США в СССР. Они познакомились случайно, благодаря общим друзьям, и влюбились друг в друга. Зоя, видимо, не задумывалась о том, к чему может привести связь с иностранцем. Когда выяснилось, что она беременна, Тейта в Союзе уже не было. Федоровой пришлось выйти замуж — за композитора Александра Рязанова, так она пыталась уберечь нерожденного ребенка от нападок из-за национальности отца. К слову, до Джексона Тейта дошли слухи о том, что его возлюбленная в СССР сыграла свадьбу и родила ребенка. Конечно, ему и в голову не пришло, что ребенок его.
Дочь Виктория родилась в январе 1946-го. Фамилию мать ей дала свою, а отчество — Яковлевна. А в декабре того же года Зою Алексеевну арестовали, якобы за шпионаж. Поговаривали, будто поспособствовал аресту Лаврентий Берия, которому Зоя отказала в близости, да еще в грубой форме. Осудили актрису на 25 лет лагерей. Досталось и обеим ее сестрам — Марию отправили на исправительно-трудовые работы в Воркуту, Александру с детьми и маленькой племянницей Викторией — в ссылку в Казахстан. Дочь Зои Федоровой долгое время считала мамой свою тетю.
Зое Алексеевне удалось освободиться раньше — после смерти Сталина. В 1955-м она вернулась домой, забрала дочь и возобновила актерскую карьеру. К счастью, ее по-прежнему приглашали на роли, кроме того, она озвучивала героев мультфильмов.
Федорова не оставила попыток связаться с отцом своей дочери. Достучаться до него она смогла лишь в начале 1970-х. У него, конечно, уже была семья. Но узнав правду, он готов был принять обеих в США.
Виктория, выросшая красавицей, тоже стала актрисой и активно снималась в кино. Она успела трижды побывать замужем, но самый долгий из этих браков длился два года. В 1975 году ей дали американскую визу на три месяца, и она отправилась знакомиться с отцом. О трогательной истории воссоединения советской дочери и американского отца раструбили все местные телеканалы. А Виктория решила не возвращаться в СССР: она вышла замуж за пилота ВВС США Фредерика Ричарда Поуи, родила от него сына, через пару лет получила американское гражданство.
Как ни странно, это не помешало советским властям выпустить в Америку и Зою Алексеевну. В 1976 году она наконец увиделась с мужчиной своей жизни. Через два года Джексон Тейт скончался, но Федорова еще несколько раз приезжала в Америку к дочери и внуку. Однажды на семейном совете они решили, что ей нужно перебраться за океан окончательно, и Зоя Алексеевна начала собирать документы на выезд. Но 11 декабря 1981-го актрису застрелили в ее московской квартире из пистолета. Преступников тогда не нашли, а дело оказалось засекреченным. Кому понадобилось убивать 73-летнюю Федорову, так и осталось загадкой. Если власти не хотели, чтобы она уехала в США, могли бы попросту не давать ей разрешение на выезд. Словом, это преступление не раскрыто до сих пор.
Самое печальное, что дочери не разрешили приехать на похороны матери. Попасть на ее могилу она смогла лишь в 1988-м.
Актерский талант Виктории Федоровой в Америке оказался никому не нужен, к тому же по-английски она говорила с акцентом. Пара-тройка эпизодических ролей, работа моделью и автобиографический роман «Дочь адмирала» особой славы да и денег ей не принесли. Пресловутая разница менталитетов не давала Виктории Федоровой вписаться в западный мир. В какой-то момент это привело к проблемам с алкоголем. Муж развелся с ней и отсудил сына. Видеться с ним Виктории давали, но он был абсолютно чужим и, по ее словам, ненавидел все русское.
Позже она снова вышла замуж — за пожарного Джона Вайера. В 2005 году у Федоровой обнаружили рак легких, а затем еще и опухоль мозга. Семь долгих лет она боролась с недугом, но тот оказался сильнее. В 2012-м ее не стало. Ей было 66 лет.