Барбара Брыльска считала гибель 20-летней дочери расплатой за свою насыщенную счастливую жизнь
Барбара родилась в июне 1941-го в оккупированной Польше. Росла в религиозной консервативной семье. При подобном воспитании откуда что взялось! Девушка мечтала о профессии актрисы и в 15 лет, когда школьницу Брыльску выбрали для съемок в сказке «Галоши счастья», каким-то образом уговорила недоверчивых родителей отпустить ее. Дальше пошло по накатанной: драмкружок, театральный институт, съемки в кино.
Совсем юная Барбара познакомилась с математиком Янем Боровцем. Официальный брак продлился семь лет, но фактически они охладели друг к другу быстрее. У нее – бесконечные разъезды и съемки, а ему плевать на кино и искусство в целом настолько, что он требовал от супруги забросить это занятие.
Одной из самых ярких ролей Барбары Брыльски в кино стала жрица в исторической драме «Фараон». Хорошая девочка из приличной семьи раскрепостилась за время учебы в театральном настолько, что не побоялась сниматься в весьма откровенных нарядах. Впрочем, кинокритики отмечали и ее талант, который не затмевала идеальная фигура. На съемочную площадку Барбара привела актера Ежи Зельника. С ним она крутила роман, несмотря на то, что он был на пять лет моложе. А режиссер никак не мог найти достойного кандидата на главную мужскую роль. Страсть, которую испытывали друг к другу актеры, помогла им создать нужные образы.
Но через три года их союз распался: Зельник стал популярным актером и не отказывал себе в удовольствии поближе пообщаться с поклонницами или коллегами.
Брыльску много снимали, в том числе в других странах. Она появилась в двух фильмах об индейцах, рядом со знаменитым Гойко Митичем. На съемочной площадке одного из них Барбара нашла следующего возлюбленного. Югославский актер Слободан Димитриевич поразил актрису.
- Его страсть, открытость в любви и неуемная чувственность ошеломили меня. Ради него я готова была бросить все: работу, мужа, страну! Мне показалось, я не могу без него жить, дышать, - вспоминала позже Брыльска.
Влюбленные некоторое время прожили вместе, а потом Слободан уехал домой, где собирался подготовить все для свадьбы. И пропал. Барбара долго пыталась до него дозвониться. В результате попала на его мать, которая заявила: забудь его, если любишь. Потенциальная свекровь прочила сыночку лучшую партию, а разведенная полька из простой семьи ее не устраивала.
Забыть маменькиного сынка Брыльской помог врач Людвиг Космаль. Нет, она не лечилась у доктора, а вышла за него замуж. Тогда же она сыграла свою вторую запоминающуюся роль – Еву в картине «Анатомия любви». Для 1972 года это была просто бомба: драма о противоречивых отношениях с постельными сценами и элементами эротики. В СССР ее показали в урезанном варианте, но режиссер Эльдар Рязанов хорошо запомнил актрису, сыгравшую главную роль.
Через три года он будет подбирать артистов в свою комедию «Ирония судьбы, или С легким паром!». Переберет множество советских актрис, почти утвердит Алису Фрейндлих, но в последний момент решится позвонить Барбаре Брыльской. Та как раз в этот момент не снималась, сидя дома с двухлетней дочерью Басей (девочку назвали Барбарой, как и мать). И согласилась приехать на съемки в Советский Союз.
На съемочной площадке заграничная звезда начала ставить условия. Главное: никаких поцелуев ни с Лукашиным-Мягковым, ни с Ипполитом-Яковлевым – не в ее вкусе эти мужчины! Да и вообще, она не понимала, что смешного в этой истории. Возможно, поэтому ей удалось столь естественно сыграть недоумение.
Фильм, героев и актеров, их сыгравших, зрители полюбили сразу и навсегда. Съемочной группе вручили Государственную премию.
- Пела за нее Пугачева, говорила я, а премию получила она, - возмущалась Валентина Талызина, которой досталась в фильме второстепенная роль и еще пришлось озвучивать Брыльску, говорившую по-русски с акцентом.
Громкий успех в Советском Союзе сыграл с Барбарой Брыльской злую шутку: на родине ее осуждали и почти перестали звать сниматься, чуть ли не предательстве обвиняя.
В этот же момент разладились отношения с мужем. Людвиг не был столь востребован на работе, ревновал жену к славе, гонорарам, мужчинам. Она терпела, снимая стресс интрижками на немногочисленных съемках. Однажды ее пригласили поработать в Болгарию. Партнер по фильму, актер Стефан Данаилов, легко пошел на сближение, но лишь потом сообщил, что женат и разводиться не собирается. А Барбара уже хотела расторгать свой брак ради новой любви.
После этой истории она решила дать Людвигу еще один шанс. В 42 года родила сына, которого назвали в честь отца. Но это не помогло. Когда мальчику было около двух лет, его родители все же разошлись.
В 1993-м Брыльску настигла трагедия: ее красавица дочь, ставшая топ-моделью и делавшая первые шаги в качестве киноактрисы, разбилась в автокатастрофе. Басе было всего 20 лет. Этого Брыльска пережить не могла: в течение трех лет она скрывалась ото всех, живя на антидепрессантах и поливая слезами фотографии своей кровиночки. Не будь у нее сына, неизвестно, чем бы это все закончилось. Но пришлось выкарабкиваться из этого состояния и учиться продолжать жить.
- Я прожила богатую, насыщенную жизнь. Была счастлива. Это даже не стакан счастья, а целое ведро. Одному человеку и пятисот лет не хватит выпить его до дна. Но за все надо платить, - скажет она потом.
После перерыва в несколько лет ее снова начали звать в кино, правда, все больше в российское. В 2000-х она снялась в шести наших фильмах, в том числе в продолжении «Иронии судьбы…». Актриса, которая в июне отметит 80-летие, все больше занималась семьей: 38-летний сын осчастливил ее двумя внуками – Шимоном и Якубом. Несколько лет назад у нее обнаружили онкологическое заболевание. Но подробности Брыльска держит при себе. Она почти перестала выходить из дома и общаться с журналистами, но рассчитывает побороть напасть.